Путешествие в лес
( Внеклассное мероприятие по охране окружающей среды)
Цели: 1. Расширить и углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в наших лесах.
2. Сформулировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение.
3. Воспитывать любовь к природе.
Воспитатель: Дорогие ребята! Вы любите путешествовать?( Ответы детей) Сегодня мы с вами совершим прогулку-путешествие. Куда? Догадайтесь.
Есть у меня зелёный друг
Весёлый друг, хороший.
Он нам протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
Хотите вы пойти в лес?
Ученик: Мне хочется в лес, Мне в царство лесное
Мне хочется в лес, Откроются двери:
Но не бегать, не прыгать, Узнаю, что делают
А всё, что в лесу, Птицы и звери.
Услышать, увидеть. Мне хочется лес своим другом назвать!
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о лесе, о нашем зелёном друге, узнаем, как живёт лес, чем мы можем помочь лесу. Мы совершим прогулку- путешествие по лесу, будем делать остановки. Итак, в путь-дорогу, друзья!
Вот мы с вами оказались в лесу(Слайд 1.)
Ученик: Здравствуй лес, дремучий лес, Кто в глуши твоей таится?
Полный сказок и чудес! Что за зверь? Какая птица?
Ты о чём шумишь листвою Всё открой, не утаи:
Ночью тёмной, грозовою? Ты же видишь: мы – свои!
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Воспитатель: Лес.. Издавна лес служил человеку: в старые времена он кормил, одевал. обогревал людей, давал им жилище. Да и сегодня нам трудно представить свою жизнь без леса - в лесу мы отдыхаем, любуемся красотой растений и пением птиц, с благодарностью принимаем его дары- грибы, ягоды, орехи.
Чувашия – край лесов. Третью часть всей нашей республики занимают леса. На многие километры растянулись величавые сосновые боры, улыбчиво-светлые берёзовые рощи, могучие дубравы. Давайте, ребята, сделаем 1 остановку и поближе познакомимся с деревьями. Основными древесными породами в Чувашии являются: дуб. сосна, берёза, ель, липа, осина. Кроме того, растут различные кустарники: черёмуха, орешник, калина, шиповник. Различные деревья любимы нами. Вот послушайте, что рассказывают о них наши учащиеся.
Ученик: Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок.
Ученик: Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени
Вовсе не боится. Он стоит зелёный,
Кто сказал, что дубу Значит, дуб выносливый,
Страшно простудиться? Значит, закалённый
Ученик: Дуб - долгожитель. В давние времена у чувашей дуб считался символом здоровья, силы. Дуб имеет ценную древесину, из которой делают мебель, паркет. А наши предки использовали дуб в кораблестроении.(Слайд 3)
Ученик: Летом знойным зацветаю,
Сразу пчёл к себе зову.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусе, сладок мой нектар.
Кто-нибудь меня узнал?
Ученик: Красивы и тенисты величавые липы. Липа - медонос Липовый мёд считаеся одним из лучших. Большую ценность представляет древесина липы - белая, лёгкая, мягкая. Из неё делают разнообразные поделки.
Ученик: Русская красавица
Всем нам очень нравится,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
Ученик: Белая берёза – символ нашей Родины. Любит наш народ зелёную красавицу и за её красоту, и за пользу, которую она приносит. Древесина берёзы идёт на изготовление прочной мебели, лыж, из прутьев делают мётлы, из веток – веники.(Слайд 4)О берёзе написано много стихотворений, сложены песни. Давайте послушаем одно стихотворение.
Ученица: Люблю берёзку русскую То ясную, кипучую,
То светлую, то грустную. То грустную, плакучую.
В белом сарафанчике, Люблю берёзку русскую,
С платочками в карманчиках, Она всегда с подружками,
С красивыми застёжками. Под ветром низко клонится
С зелёными серёжками. И гнётся, - но не ломится.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную.
Ученик: Будто снежный шар бела
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
Ученица читает стихотворение "Черёмуха"
Воспитатель: А теперь представим, что мы на лесной поляне, вдохнём воздух,пахнущий мёдом и травами, постараремся запомнить их особенности и названия. Будем беречь и созранять зелёное богатство нашей природы.(Показывается слайд)
Воспитатель: С растениями мы познакомились. А какой же лес без грибов? Ребята, давайте сделаем ещё одну остановку. Посмотрим, знаете ли вы грибы.(Слайд 5)
Ученики загадывают загадки о грибах :
1) Нет грибов дружней чем эти, 2) Ходят в рыженьких беретах,
Знают взрослые и дети. Осень в лес приносят летом.
На пеньках растут в лесу, Очень дружные сестрички,
Как веснушки на носу. Что за грибы? Золотистые….
3)Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. Как называется этот гриб?
4) Гриб я не белый, немного попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще? Угадайте меня.
Воспитатель: Это все какие грибы? ( съедобные) А ещё бывают... ( подскажите мне)Сможете вы их назвать?
Воспитатель: Давайте, ребята, чуть-чуть отдохнём (физкультминутка)
По дорожке,по дорожке На лужайке, ан лужайке
Скачем мы на правой ножке Мы попрыгаем как зайки.
И по этой же дорожке Стоп, немного отдохнём,
Скачем мы на левой ножке Дальше мы пешком пойдём.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
Врспитатель: Лес - это большой дом. где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.Лес - жилище для птиц и зверей.Птицы строят гнёзда на деревьях и кустарниках, скрываются в листве от неприятеля, устраиваются в дуплах деревьеви выводят птенцов, поедают вредных насекомых. (Слайд 6)Давайте сделаепм ещё одну остановку и познакомимся с птицами.
Ученики загадывают загадки о птицах:
1) Эта птичка никогда 2) Я по дереву стучу,
Для птенцов не вьёт гнезда . Червяка достать хочу.
Сядет где-то на суку Хоть и скрылся под корой,
И кричит: "Ку-ку! Ку-ку!" Всё равно он будет мой.
3) Непоседа пёстрая, 4) Спиною зеленовата,
Птица длиннохвостая, Животиком желтовата,
Птица говорливая, Чёрненькая шапочка
Самая болтливая. И полоска шарфика.
Воспитатель: Что вы можете рассказать об этих птицах?
Ученик: За час кукушка может съесть около 100 мохнатых гусениц, которых другие птицы не едят.Если в лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых-вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
УЧеник: Дятел - лесной санитар и неутомимый труженик. Словно опытный врач, постукивая клювом по стволу, он перелетает с дерева на дерево. Дятел безошибочно находит заболевшее дерево и тут же приступает к его лечению. Своим длинным клювом и языком достаёт из-под коры насекомых-вредителей и их личинки.Таким образом он продлевает жизнь дереву.
Ученик: Синица за день может съесть столько насекомых, сколько весит сама.
Воспитатель: Ну, ладно хватит загадок, хотя они просто замечательные, а ребята какие умные, прямо слов нет. А чего сегодня мы не делали, но что очень любят все дети? Мы ещё не играли. Сейчас нигра. Это - игра на внимание. Я буду называть только птиц, но есливы услышите. что появились не птицы,а что-то другое,вы должны хлопать. Начинаем:
Прилетели птицы: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Голуби, синицы,
Мухи ис трихи Чибисы, чижи,
-- Что неправильно? (Мухи) Галки и стрижи,
-- Мухи это кто? (Насекомые) Комары, кукушки
- Вы правы.Ну что же, продолжим: (Дети хлопают)
Прилетели птицы: Прилетели птицы:
Голуби, синицы, Голуби, синицы,
Аисты, вороны, Галки и стрижи,
Галки. макароны( д ети хлопают) Чибисы, чижи,
-- Начинаем снова : Аисты, кукушки,
Прилетели птицы: Даже совы-сплюшки,
Голуби, куницы, Лебеди, скворцы,
Игра продолжается: - Все вы молодцы!
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Страусы, чижи
(Страусы не могут летать)
Воспиатель: Ребята,вы знаете, какие звери живут в лесу?Отгадайте загадки.(Слайд 7-)
1) Кто по ёлкам ловко скачет 2) Сердитый недотрога 3) Хитрая плутовка,
И взлетает на дубы? Живёт в глуши лесной . Рыжая головка.
Кто в дупле орехи прячет, Иголок очень много, Хвост пушистый - краса
Сушит на зиму грибы? А нитки ни одной. А зовут её....
4) Не барашек и не кот, 5) Он в берлоге спит зимой
Носит шубу круглый год. Под большущею сосной,
Шуба серая - для лета, А когда придёт весна,
Для зимы - другого цвета. Просыпается от сна
Воспитатель: Видите, ребята, какой удивительный у нас лес.. А ведь человек многим обязан лесу. Чем же именно дорог нам лес?(Слайд 9)
Ученики: - Лес - это наше богатство
- Лес - это зелёный наряд нашей планеты. Там, где лес, всегда чистый воздух
- Лес - это дом для зверей и птиц.
-Лес - это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.
- Лес - зто кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи. ягоды, грибы.
Ученики по очереди читают стихотворение:
1 уч.: Нет ничего милее 3 уч.: Ищу грибов поляну
Бродить и думать здесь. Я, не жалея ног,
Излечит, обогреет, А, если и устану,
Накормит русский лес. Присяду на пенёк.
А будет жажда мучит, Лес очень любит пеших,
То мне лесовичок Для них совсем он свой.
Средь зарослей колючих
Покажет родничок. 4 уч.: Здесь где-то бродит леший
2уч.: Нагнусь к нему напиться- С зелёной бородой.
И видно всё до дна. Жизнь кажется иною,
Течёт вода-водица И сердце не болит,
Вкусна и холодна. Когда над головою,
Нас ждёт в лесу рябина, Как вечность, лес шумит.
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Григорьева М.П – учитель начальных классов