System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.axft73kc.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Методическая копилка / Сайт Михайловой Татьяны Николаевны / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Портал образования Чувашии
 
Достижения учащихся
Методическая копилка
Мои достижения
Резюме
Get Adobe Flash player
Методическая копилка

  Районная конференция – фестиваль творчества обучающихся

                           «EXCELSIOR -2013»

 

 

 

                                     Секция

                  Зарубежная литература

 

 

 

  Сходства и различия примет и суеверий

        в России и Великобритании

 

              Порфирьева Валентина Александровна

  МБОУ «Орининская  средняя общеобразовательная школа»

                 Моргаушского района ЧР, 11 класс

 

 

 


Научный руководитель:

                                                                         Михайлова Татьяна Николаевна,

учитель английского языка


 

 

 

                                               Оринино - 2013 г.

                                           Содержание

 

Введение......................................................................................................3

                                                                                  

Глава I. Теоретические основы изучения примет и суеверий

1.1.         Понятие примет и суеверий……………………………………….4                                                      

1.2.         Причины возникновения примет и суеверий………………….....4         

 

Глава II. Исследовательская работа по выявлению сходств и различий    примет и суеверий в России и Великобритании                                                   

2.1 Сходства между русскими и английскими приметами и суевериями……………………………………………………………………. 6

2.2 Различия между русскими и английскими приметами и суевериями……………………………………….…………………………….7

2.3 Результаты  социологического опроса.........……..............................8

 

        Заключение................................................................................................9

        Список литературы..................................................................................9

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           Желание человека защитить себя от неизвестных сил или создать для себя хорошую судьбу привело к появлению тысяч и тысяч суеверий и примет  по всему миру. В наши дни, несмотря на развитие техники, науки и культуры существуют такие понятия как «суеверие» и «примета».      

 О приметах и суевериях спорят давно, и спорят люди совершенно разных специальностей, разных характеров и темпераментов. К данной теме довольно часто обращаются историки, литераторы, искусствоведы, социологи, философы, психологи и даже политики, ведь при рассмотрении этих вопросов затрагиваются такие темы, как религия, психология, культурная и духовная жизнь людей, вопросы о предопределении судьбы и нечистой силе. Но, так или иначе, нельзя отрицать, что приметы и суеверия играют огромную роль в нашей жизни.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что приметы и суеверия настолько вошли в нашу жизнь, что стали неотъемлемой частью нашей натуры, а также:

        1) тема обусловлена недостаточностью изученности;

        2) в современном мире, где образование играет важную роль, дополнительные знания в области культуры страны изучаемого языка, сравнение обычаев и суеверий двух стран помогут лучше понять эту страну;

         3)  развитие науки о паранормальных явлениях находится на довольно низком уровне, а изучение примет и суеверий способствует небольшому продвижению в области этих знаний;

             Целью работы является исследование примет и суеверий, их места в российском и британском обществе.

 Объект исследования наиболее известные и общеупотребительные приметы и суеверия в Великобритании и России.

Предмет исследования – сходства и различия примет и суеверий в России и Великобритании.

Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что суеверность конкретного народа зависит от его социокультурных особенностей (уровня жизни, образования, исторических корней и др.).

Исходя из цели и гипотезы исследования перед нами были поставлены следующие задачи:

1) провести анализ литературы по вопросу истории возникновения примет и суеверий, а так же причин веры людей в приметы и суеверия;

2) выделить  наиболее распространенные приметы и суеверия России и Великобритании;

3) определить сходства и различия между приметами и суевериями в России и Великобритании;

4) провести социологический опрос по данной проблеме, обработать статистические данные, сделать выводы.

Методы исследования: теоретические (анализ литературы, работа с Интернет-ресурсами, обобщение данных), практические (социологический опрос).

Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что   интерес к культуре и обычаям другой страны всегда представляет огромный интерес каждому человеку. Знание фольклора, например пословиц, примет, сказок, народных песен и легенд, расширяет наше представление о стране, обогащает наше мировоззрение.

 

 

 

Глава I. Теоретические основы изучения примет и суеверий

                               1.1.Понятие примет и суеверий

 Прежде чем начать рассмотрение темы суеверий и примет, необходимо отделить эти два понятия. Что есть примета, и что есть суеверие. Несмотря на то, что эти понятия народные, приметы и суеверия  тесно связаны друг с другом, тем не менее, они различны по своей сути.

 Знаток великого и могучего русского языка В.И. Даль объясняет суеверия как «ошибочное, ложное верование во что-либо; вера в причину и следствие, где никакой связи нет» [5]. И хотя многие из нас утверждают, что не верят в «бабушкины приметы», но, на деле, все иначе. Суеверия прочно вошли в нашу жизнь.

 Слово «суеверие» образовано с помощью наречия «суе», или «всуе» – «напрасно, даром, тщетно, попусту». Есть более узкое, церковное, определение: суе – «противоположное вечному благу нашему, жизни духовной». О человеке мы говорим «суетный», о жизни – «сплошная суета» [6].

Суеверие — индивидуальный предрассудок, представляющий собой веру в возможность предвещания будущего и влияния на него посредством использования каких-либо потусторонних сил. Содержит допущение, часто неосознанное, что от этих сил можно найти защиту или достигнуть с ними приемлемого для человека компромисса.

Особое место занимают приметы: определенным событиям приписывается прогностическое значение. Народные приметы, это своеобразные подсказки – предупреждения, которые подмечали внимательные люди, фиксировали в своём сознании и передавали из поколения в поколение. Это и наблюдение за поведением животных перед «внезапной стихией», и определённые, повторяющиеся изменения в природе, которые предопределяли, например, какой будет зима, или следует ли ожидать засухи, или напротив, лето будет дождливым и холодным [1].

Ведь это в современном мире существует такая наука, как метеорология, ведётся наблюдение за воздушными потоками и производится анализ.

В древности ничего подобного не было. Но засуха или иная стихия, которая может привести к гибели урожая, а, следовательно, обречь на голодную смерть, заставляли быть более внимательным к событиям, предшествующим несчастьям. То есть, в таких народных приметах нет ничего мистического, магического или же, непознанного.

Суеверия имеют другую природу возникновения. Сталкиваясь с чём-то необъяснимым, но влияющим на событие, или кардинально его меняя, вне зависимости от последствий (положительных или негативных), человек не имея возможности изменить или предотвратить «неизбежное», стал отмечать для себя, что лучше не бороться с «необъяснимым», гораздо эффективнее принимать его во внимание и не делать того, что может негативно отразиться на дальнейших событиях, либо напротив – поступать таким образом, чтобы получить положительные последствия [8].

 

1.2. Причины возникновения примет и суеверий

Суеверия существуют с зарождения цивилизации и по сей день. Миллионы людей во всем мире все еще заражены суевериями и вовсе не собираются от них отказываться.

Почти невозможно объяснить, как именно зарождаются суеверия. Может, причина – в каких-то явлениях природы, пугающих людей своей таинственностью, или событиях, наступление которых они хотели бы предотвратить. Однако люди начинают верить в какое-то объяснение происходящих явлений или укрепляются в мысли, что в их силах определенными действиями заставить эти явления происходить по их желанию. Суеверие – это убеждение, обычно порожденное страхом, которое противоречит соображениям разума и не может быть подтверждено опытом.

Например, предметом мистификаций и страхов людей в течение веков были небесные тела, в связи с которыми возникали суеверия. Особенный страх вызывали таинственные пришельцы – кометы. По убеждению суеверных людей, комета является знаком надвигающейся войны или другого бедствия.

Луна тоже окружена ореолом загадочности. Многие верят, что если долгое время неотрывно смотреть на нее, то станешь помешанным. Слово «лунатик», кстати, происходит от латинского «luna» (луна) [2].

Поскольку древние люди не могли понять поведения животных, они создавали вокруг них суеверия. Черная кошка, перешедшая вам дорогу, – знак неудачи, крик совы – признак приближающейся смерти и так далее.

Приметы возникли еще в глубокой древности, когда люди с затаенным вниманием присматривались к окружающей их природе, и улавливали связь между поведением животных и погодными изменениями. Создавались приметы связанные с положением, формой и цветом облаков, указывающие на повышение или понижение температуры, ветер, дождь или бурю. Так, например, приметы о погоде появились тогда, когда люди в течение нескольких поколений, живя с природой близко и тесно с ней взаимодействуя, обнаружили, что многим природным событиям предшествуют некие знаки, приметы. Так, красный закат в теплое время года практически всегда говорит о том, что на следующий день будет сильная жара. В то же время, красный закат зимой - примета наступления холодов. Многие природные приметы связаны и с поведением животных, птиц, насекомых, и даже растений. Например, если кошка начинает прятать нос, когда спит - это к холодам. Если ласточки или стрижи начинают низко и беспокойно летать - к дождю или буре.

Бытовые приметы могут быть связаны также с поверьем о домовых, и нечистой силе в целом. Например, свистеть в доме - высвестить домового. Домовой обидится, уйдет и богатства в доме не будет. Подобные этим приметы появились в те времена, когда люди еще чутко ощущали присутствие в доме потусторонних сил, и старались с ними ладить.

Многочисленны и приметы, так или иначе связанные с дорогой, путем. Например, примета о том, что нельзя ничего зашивать на дорогу, иначе зашьешь сам путь. Возникновение такой приметы может быть связано с тем, что, зашивая вещи, можно опоздать на транспорт, и естественно, никакой дороги не получится. Хороша примета "посидеть на дорожку". Это не столько приметы касается, как необходимости посидеть и хорошенько обдумать - все ли необходимое собрали в путь, еще раз мысленно пройти по предстоящим делам, дабы удостоверится, что вы готовы и ничего не забыли. Приметы, подобные этой: когда возвращаешься домой с полпути, обязательно посмотреть в зеркало, возникли тоже в связи с верованием о духах, об энергетике. Чтобы не нарушить энергетику пути, ты смотришься в зеркало, как бы говоря о том, что ты побывал дома и начинаешь путь заново. Тогда путь у тебя получится не "кривой", а ровный [3].

  Всенародные приметы типа "как год встретишь, так его и проведешь" тоже не лишены особого смысла. Все мы знаем, как важно начало любого дела. Если начало хорошее, с огоньком, пошло быстро и гладко - то и все дело будет спорится. Начало года у людей ассоциируется с началом новой жизни. И поэтому нужно это самое начало обставить как можно лучше, поэтому и возникли подобные приметы о встрече нового года, нового месяца, новой недели и даже нового дня, поскольку настроение, которое у вас было при пробуждении дает заряд на весь день.

 

   Итак, источниками  суеверий служат:

·                   Суеверия предков (исторически сложившиеся суеверия);

·                   Языческие обряды и традиции, предания и легенды (поклонение идолам);

·                   Страх перед непознанным;

·                   Страх смерти;

·                   Боязнь получить проклятие, сглаз, болезнь и т.д.

    Как мы видим, все приметы основаны на обыденном наблюдении за бытом, и правильно сделанных выводах. Просто многие приметы так прочно вошли в нашу жизнь своеобразным ритуалом, что мы не задумываемся, откуда эти приметы произошли, что явилось причиной их появления. Поэтому многие приметы считаются людьми за суеверия, и поэтому игнорируются. Но тем не менее, во многих странах приметам следуют, однако к различным обстоятельствам в разных странах относятся по-разному.

 

              Глава II. Исследовательская работа по выявлению сходств и различий

примет и суеверий в России и Великобритании

2.1 Сходства между английскими и русскими приметами и суевериями

  Несмотря на то, что русская культура сильно отличается от английской, а наши страны проходили разный исторический путь, многие приметы и суеверия совпадают.

  В первую очередь это приметы, которые общие во всем мире, такие, как, например, счастливые и несчастливые числа, суеверия о зеркалах и погодных условиях, церемонии, посвященные общим праздникам и некоторые приметы, связанные с животными.

  Итак, давайте разберемся, почему и в русских, и в английских, и даже в мировых суевериях так часто упоминается о том, что число 13 – несчастливое.

  Существует много суеверий, связанных с природой, чарами, духами, предметами, цветами, происшествиями и так далее. Но, вероятно, нет другой такой суеверной приметы, которой большинство людей придавало бы столько значения в том или ином виде, как признание числа 13 несчастливым. Во многих гостиницах нет этажа под номером 13 – счет идет от 12-ого сразу к 14. Во многих гостиницах нет комнаты под номером 13. многие люди никогда не пригласят на обед 13 человек [8].

  Как ни странно, но не существует единственного общепринятого объяснения происхождению суеверия, связанного с числом 13. Есть много различных мнений по этому поводу.

           Суеверия по поводу счастливых и несчастливых днях недели распространены также широко, как и суеверия по поводу чисел, и большая их часть связана с пятницей. Ни Великобритания, ни Россия не являются исключением в этом суеверии.

 В древнем Риме шестой день недели посвящался Венере. Когда северные народы перешли на римский способ исчисления дней недели, то шестой день они назвали в честь богини Фригии, или Фреи, которая для них была то же, что для римлян Венера, и с тех пор появилось слово «пятница» (Friday), то есть день богини Фриги.

  Скандинавы считали пятницу самым удачливым днем недели, а христиане – наоборот – самым несчастливым. Объясняется это тем, что именно в пятницу Христос был распят на кресте.

  Мусульмане говорят, что Адам был создан в пятницу, и, согласно сказанию, Адам и Ева вкусили запретный плод в пятницу, и умерли они тоже в пятницу [6].

  Суеверные люди считают, что сочетание несчастливого числа 13 с несчастливым днем пятницей дают совершенно неудачный день!

   Как уже было сказано, и в Англии, и в России, множество суеверий связано с зеркалами. Самая распространенная примета говорит о том, что если вы разобьете зеркало, то семь лет вас будут сопровождать неудачи. Дословно в английском языке это звучит так: «If you break a mirror, you will have seven years bad luck». Считается, что если разбить зеркало, то злые духи, обитающие в Зазеркалье, будут преследовать человека, сделавшего это и мстить за то, что он «выселил их из дома».

   Особое значение в обеих странах отводится приметам и суевериям, посвященным свадебным церемониям. Прежде всего, это время свадьбы. «If you merry in Lent, you will live to repent» – говорят англичане, что соответствует русской примете о том, что жениться во время Великого поста – не к добру, что молодожены будут постоянно ссориться, жалеть о браке, и не будет счастья для их семьи. Это связано с библейскими традициями, потому что жениться во время Поста – большой грех [4].

            Во всех странах есть приметы, связанные с различными животными, рыбами, птицами и насекомыми, не говоря уже о растениях. Суеверие, которое известно всем с самого детства – это суеверие о том, что божья коровка приносит удачу. Чтобы это произошло, нужно, когда божья коровка сядет на руку или одежду, сказать примерно так: «Божья коровка, лети на небо, принеси мне хлеба, черного и белого, только не горелого». Не все в это верят, но на всякий случай, особенно дети, произносят эту присказку. Дети, выросшие в Великобритании говорят так: «Ladybird, fly to the sky, give me happy time». Доподлинно неизвестно, откуда появилось это суеверие, но существует версия о том, что божья коровка – посредник между Богом и человеком, поэтому, когда мы говорим эту присказку, через божью коровку мы пытаемся попросить счастье [7].

   Другая примета, популярная и в России и в Англии, связана с кукушкой. Эти птицы начинают петь в середине апреля. Говорят, что в это время нужно держать серебряную монетку в руке – тогда весь год будет счастливым.

   И, наконец, самые многочисленные суеверия, связанные с получением удачи, оберегами и талисманами. Например, у англичан часто можно встретить такую примету: «If you touch wood, your good luck will continue». В России также существует поверье о том, что если коснуться дерева, то ты станешь не только удачливым, но еще и не будешь болеть в этом году. И, между прочим, и в Великобритании, и в России считается, что, постучав по дереву, люди отгоняют сглаз и злых духов. Но если постоянно упоминать злых духов или даже самого дьявола, то он появится. If you talk of the devil, he will appear.

 

                                       2.2 Различия между английскими и русскими

приметами и суевериями

  Но, как известно, между английскими и русскими суевериями есть множество различий. Пожалуй, одно из наиважнейших различий – это трактовка приметы, когда черная кошка перебегает дорогу. Если в России это означает к неудаче, то в Англии черная кошка символизирует как раз обратное – счастье и удачу. Дословно это примета с точки зрения англичан звучит так: «If a black cat crosses your path, you will have good luck». Возможно, именно поэтому многие знаменитые люди Великобритании выбирают себе черных кошек в качестве домашних любимцев [9].

  В России же кошек такой раскраски всегда опасались. Этот религиозный предрассудок о черной кошке, приносящей несчастье, возник многие тысячи лет назад.

 Когда люди верили в существование ведьм, они ассоциировали черную кошку с ведьмой. Они верили, что черные кошки являлись замаскированными ведьмами. Убить кошку не значило убить ведьму, так как ведьма могла принять вид кошки девять раз. Именно отсюда пошел миф о том, что у кошек девять жизней.

 В средние века верили, что ведьмы и колдуны использовали мозг черной кошки для приготовления таинственного зелья. Вследствие всех этих ассоциаций черная кошка в России и многих других странах стала символом неудачи.

    Есть также в Англии суеверие о том, что если у вас чешется левая рука-то это к потере денег. If you scratch your left hand, you will give money away. В России же считается, что когда чешется левая рука, то это, наоборот, сулит большое прибыль.

    Также следует сказать о том, что в России пауки ассоциировались ни с чем иным, как с нечистой силой и болезнями. В Англии же есть такое суеверие: «If you see a smallspider, you will get a lot of money», что дословно переводится как: «Если ты увидишь маленького паука, то ты разбогатеешь».

   Если в России черные вороны ассоциировались с чем-то нехорошим, то в Англии их считают птицами, приносящими удачу. Поэтому неудивительно, что в знаменитой Лондонской Башне держат именно воронов.

   В России есть суеверие о том, что если разговаривать в то время, когда зашиваешь на себе одежду, то можешь пришить свою память, а сам все будешь забывать. В Англии же говорят: «If you mend your clothes on your back, you will leave much money to lack». Это означает, что если ты зашиваешь одежду, то ты потеряешь свое богатство.

   Есть также много примет в Великобритании, которые не имеют аналога в России. Например, такая примета: «If you walk under a ladder, you will have bad luck», что означает, что если ты пройдешься под лестницей, то тебя будут сопровождать неудачи [4].

  Еще хотелось бы напомнить об английских и русских талисманах, различающихся между собой. Например, в Великобритании считается, что кроличья лапка приносит удачу. Кролик является символом доброты, уюта, подарков и защиты. В России подобным талисманом считается коготь медведя. Медведь – царь леса, злые духи его боятся, а человек, носящий с собой медвежий коготь, берет себе силу этого зверя.

 

         2.3 Результаты статистики и социологического опроса

  Британцы являются весьма суеверными людьми. Об этом свидетельствует статистика. Топ-10 современных британских суеверий выглядит следующим образом [9]: (См.Приложение 1)

           В России почти с каждым предметом обихода связана какая-либо примета, поэтому сложно представить топ самых распространенных. Как свидетельствует исследование, наиболее распространенный в России иррациональный вид страха – это боязнь сглаза.

            В рамках исследовательской работы нами был проведен социологический опрос. Суть его заключалась в выяснении процентного соотношения людей, которые верят/не верят в приметы и суеверия. Нами было опрошено 50 человек. Среди опрошенных были как мужчины, так и женщины, наши учителя и родители, родственники и соседи, обучающиеся нашей школы. В ходе исследования нами были получены следующие результаты: верят в приметы 70% опрошенных, не верят вообще – 14%, 16% составляют те, кто обращается к суевериям и приметам в зависимости от конкретного случая. Следует отметить, что взрослые люди в суеверия верят больше(59%), чем подростки(41%). (См. Приложение 2) Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что чем опытнее является человек, тем больше он подвержен влиянию суеверий и примет.

  Так или иначе мы можем сказать, что в любой стране есть свои приметы и суеверия,  порой они похожи на суеверия других стран. Разница лишь в том, что отношение к предмету суеверия различно.

 

 

                                                               Заключение

 

   Приметы и суеверия появились  много веков, и даже тысячелетий назад. Древние люди пытались объяснить мир так, каким они его себе представляли. Это послужило причиной появления многочисленных суеверий и верований. И, несмотря на то, что большинство из них практически не содержат истины, люди продолжают им верить. Человек не может знать всего, а значит, он будет продолжать строить догадки и выдвигать гипотезы о том, как устроен мир. Все мы немного суеверны. Это заложено в нас природой.

   Изучив некоторые из суеверий Великобритании и России, мы открыли для себя что-то новое. Знание культуры, фольклора, традиций и верований помогает нам ближе познакомиться с нравами другой страны, с ее историей и духовной жизнью, обогатить собственное мировоззрение. Чем больше мы знаем о другой стране, тем меньше становится пропасть между нашим взаимопониманием и дружескими отношениями.

  В ходе работы мною был дан сравнительный анализ примет и суеверий в русском и английском языке. Существуют как одинаковые, так и разные приметы и суеверия в этих странах.

  Приметы и суеверия  делают нашу жизнь с одной стороны разнообразнее, а с другой - могут усложнить быт, если приметам следовать чересчур. Поэтому, ко всему, в том числе и к приметам, подходите с умом, властвуйте над ними, не давая им властвовать над вами.

 

 

 

                                                     Список литературы

 

          1   Барбин А.В., «Приметы. Суеверия. Знаки» – М.: «Эксмо», 1999

   2    Власова М., Русские суеверия // Энциклопедический словарь.-СПб.:Азбука,1998

3         Комарова И., Книга примет. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1999

4         Павленко Г.В.,”Holidays and festivals in Great Britain”.-Таганрог,2004

5       Даль В.И., Толковый словарь живого великорусского языка. – Москва., 2008

6       Калашников В.И., «Энциклопедия религий и верований народов мира». – М.: «Престиж-бук», 2001

7       Лаврова С.А., «Культура и традиции Великобритании». – М.: «Белый город», 2004

8       Шалаева Г.П., Серия энциклопедий «Все обо всем»: в 10-и т. Т. 1; 2; 5; 7; 8. – М.: «Слово», 199

         9          http://www.sueveria.ru

 


_________________________________________________________________________________________________________

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Орининская  средняя общеобразовательная школа»
Моргаушского района Чувашской Республики

 

 

 

«Согласовано»:                                                          «Утверждаю»:

Заместитель директора по ВР                                 Директор    МБОУ «Орининская  СОШ»                                                 «Орининская  СОШ»

Моргаушского района ЧР                                       Моргаушского района ЧР                        

  …………...../О.Г. Федотова /                                    …………………/В.Г. Иванов./                         

«31» августа 2012 г                                                                           «31» августа 2012г.

 

 

 

 

Программа работы классного руководителя

с коллективом класса

   Дороги, которые мы                             

           выбираем

 

Срок реализации программы: 2011- 2014 учебный год

 

 

 

 

          Разработала:

                                      МихайловаТатьяна Николаевна

     учитель английского языка,

классный руководитель 10  класса

 

 

                                    с. Оринино  - 2012

 

                                                      Паспорт программы

 

Название

программы

Программа работы классного руководителя с коллективом класса

« Дороги, которые мы выбираем»  на 2012-2014 учебный год.

Основание для разработки программы

Закон РФ «Об образовании», концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, конвенция о правах ребенка, Устав МБОУ «Орининская СОШ» Моргаушского района ЧР

Основной разработчик программы

Михайлова Татьяна Николаевна, классный руководитель 10  класса

МБОУ «Орининская  СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики

Цели и задачи программы

Цель: создание благоприятных условий для профессионального самоопределения обучающихся через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ученика  в конкретных делах и поступках.

Задачи:

- содействовать освоению старшеклассниками ролей и способов самовыражения, реализации их творческого потенциала;

-помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

- помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

- формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни и нравственное отношение к окружающим людям;

- совершенствовать представления у учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;

- формировать у учащихся культуру общения друг с другом и  взрослыми;

-сотрудничать с родителями по профессиональной ориентации старшеклассников

Срок реализации

Реализация программы  рассчитана на  три  года (9 -11 классы)

Основные принципы взаимодействия детей и взрослых

Данная программа опирается на принципы:

принцип толерантности

принцип деятельности;

принцип свобода участия;

принцип обратной связи;

принцип успешности;

принцип сознательности в выборе профессии;

принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям человека и потребностям общества;

принцип активности;

принцип развития.

 

Содержание воспитательной деятельности по направлениям

1. «Профессиональное самоопределение и самообразование».

2. «Нравственность».

3. «Гражданственность».

4.  «Здоровый образ жизни».

5.  «Общение и досуг».

6.  «Семейное воспитание».

Исполнители программы и основных мероприятий

классный руководитель,  педагогический коллектив, учащиеся, родители

Степень реализации программы

программа находится в процессе реализации

Ожидаемые конечные результаты реализации

программы

-готовность обучающихся к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда;

- усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм  поведения;

- стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

повышение социальной активности учащихся как в школе, так на уровне района, республики, страны;

- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы и классного руководителя

                  

 

                                          Пояснительная записка

                                                              «Научить человека быть счастливым                

                                                                нельзя, но воспитать его так, чтобы он            

                                           был счастлив  можно»

                                                                                             А.С.Макаренко

 

        Юность… Пора влюбленности и разочарований, первых взлетов и падений, пора ошибок и приобретения жизненного опыта, поиск себя в этом мире, мире полного неожиданностей и приятных сюрпризов и все – таки интересном, красивом, прекрасном мире под названием «ЖИЗНЬ».  А насколько счастливой будет эта жизнь, в первую очередь зависит от самого человека. Насколько подготовленный молодой человек шагнет во «взрослую жизнь», собрать необходимый «багаж» должны помочь родители, школа, педагог. Как заметил А,С.Макаренко : «воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте - родители и педагоги».

    Юность примерно  охватывает период с 14 до 18 лет.  Поэтому целесообразно разрабатывать воспитательную программу не на один год, а на более длительный период – 3-4 года, учитывая закономерности физического и психического развития подростка, протяженность этого периода.  Л.С.Выгодский отмечал существование кризиса юности, знаменующего выход человека в самостоятельную жизнь. Кризис юности описывается как своеобразный «кризис рождения», некий переход на иную, качественно новую ступень развития личности, переход в самостоятельную жизнь, от стадии освоения в социуме к стадии принятия на себя новых обязанностей, ролей, ответственности за свою (а порой и чужую) жизнь. Д.Б.Эльконин  отмечал, что ведущей деятельностью в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная: молодой человек ищет себя в избранной  им профессиональной  сфере. А выбор этой деятельности ему сделать бывает очень нелегко, и на этом отрезке времени жизнь ставит молодого человека в ситуацию выбора  практически ежедневно. В юношеском возрасте имеется актуальная потребность в нравственном самоопределении, т.е. в ориентации в системе жизненных целей и ценностей, поиск своего места в жизни. И главная задача классного руководителя, совместно со всеми субъектами воспитательного процесса – помочь сориентироваться старшеклассникам в этом водовороте, сделать правильный выбор, помочь рождению индивидуальности. Этим и объясняется название программы – «Дороги, которые мы выбираем».

     Актуальность программы  состоит в том, что в настоящее время большинство выпускников базовой и средней школы оказываются неготовыми к осуществлению осознанного выбора профессии.

        Цель программы: создание благоприятных условий для профессионального самоопределения обучающихся через раскрытие и развитие личностных и творческих сил каждого ученика  в конкретных делах и поступках.

     Задачи программы:

- содействовать освоению старшеклассниками ролей и способов самовыражения, реализации их творческого потенциала;

- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

- помочь осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

- формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни и нравственное отношение к окружающим людям;

- совершенствовать представления у учащихся о здоровье и здоровом образе жизни;

- формировать у учащихся культуру общения друг с другом и взрослыми;

- сотрудничать с родителями по профессиональной ориентации старшеклассников.

  

                                 Этапы и сроки реализации программы:

 

Этапы

Сроки

 

1.

Подготовительный этап 

 

Сентябрь, 2011

2.

Диагностический  этап

 

Октябрь – ноябрь 2011

3.

Развивающий этап 

 

Январь, 2012декабрь  2013

4.

Обобщающий этап

 

Январь -май , 2014

 

 

                              Принципы воспитательной работы

 

·        принцип толерантности. Терпение и терпимость к каждому воспитаннику, в достижении результативности педагогического воздействия.

·        принцип деятельности. Активное участие школьников во всех мероприятиях, которые проводятся в школе (конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, праздниках и т. д.). Желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах сверстников, учителей, родителей.

·        принцип обратной связи; Каждое внеклассное мероприятие заканчивается рефлексией. Обсуждается, что получилось и что не получилось.

·        принцип успешности; Классный руководитель должен видеть участие каждого ребёнка во внеклассной работе и по достоинству её оценить.

·        принцип сознательности в выборе профессии;  Помочь каждому ребёнку  сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям и  возможностям.

·        принцип активности; Ученик сам активно выбирает профессию.

·        принцип развития. Профессия должна давать возможности для развития личности.

 

                                   Методы реализации программы

 

·        метод убеждения

·        метод  педагогического наблюдения

·        метод анкетирования

·        метод коллективного творчества

·        метод товарищеского и педагогического воздействия

·        метод личного примера

 

 

                                     Кадровое обеспечение

 

§         Заместитель директора по воспитательной работе – Федотова Оксана Георгиевна

§         Классный руководитель – Михайлова Татьяна Николаевна

§         Руководители кружков и секций

§         Родители

§         Выпускники школы разных лет, люди разных профессий

 

 

                                  Ожидаемые результаты:

 

§         готовность обучающихся к профессиональному самоопределению и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда;

§         усвоение школьниками патриотических, гражданских, нравственных понятий и норм  поведения;

§         стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни;

§         повышение социальной активности учащихся как в школе, так на уровне района, республики, страны;

§         повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы и классного руководителя;

§         положительная динамика развития коллектива;

§         успешное поступление выпускников в учебные заведения.

 

                     Формы индивидуальной работы с учащимися:

  • беседы;
  • контроль успеваемости и посещаемости уроков;
  • вовлечение в коллективные дела класса и школы.

                              Формы работы с родителями:

  • организационные и тематические родительские собрания;
  • лекторий для родителей;
  • День открытых дверей;
  • проведение совместных мероприятий;
  • анкетирование и тестирование родителей;
  • посещение на дому.

 

            Формы работы с педагогами, работающими в классе:

  • беседы;
  • посещение занятий;
  • проведение совместных классных часов.

 

 

Основные программные мероприятия

Воспитательная программа реализуется по направлениям:

 

 

        

 -  «Интеллект»

 -  «Нравственность»

 -  «Здоровье»

 -  «Гражданин - «Профессиональное самоопределение»,

  -  «Общение и досуг» - 

 -  «Труд»

   -  «Семья»

 

    

Профессиональное самоопределение и образование

 

                                                       Задачи:

1.      Изучить доминирующие мотивы учения старшеклассников.

2.      Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии в соответствии с выбранным профилем обучения.

3.      Формировать культуру интеллектуального самосовершенствования.

4.      Совершенствовать организационные умения.

5.      Способствовать профессиональному самоопределению.

6.      Профориентационная работа.

 

Виды деятельности классного руководителя:

ü      изучение результативности учебной деятельности обучающихся в профильных группах для  организации коррекционной работы;

ü      изучение наиболее и наименее осознаваемых мотивов  учения для преодоления проблем в учении;

ü      сотрудничество с учителями по изучению индивидуальных учебных маршрутов каждого ученика;

ü      интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;

ü      стимулировать участие в олимпиадах, конкурсах, учебных проектах;

ü      оформить портфолио учащихся  с целью демонстрации достижений

 

                                              Формы внеклассной работы:

1.      Диагностика доминирующих мотивов учения.

2.      Вовлечение учащихся в факультативы, элективные курсы, проектную деятельность.

3.      Разработка и корректировка индивидуальных образовательных маршрутов.

4.      Посещение выставок - ярмарок «Тебе молодой!».

5.      Классные часы.

 

                                                     Нравственность

 

Задача: формировать у учащихся ценностное отношение к человеческой жизни и нравственное отношение к окружающим людям.

                                

Виды деятельности классного руководителя:

ü      развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;

ü      ознакомление учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;

ü      воспитание интереса к самим себе и желание самосовершенствоваться;

ü      формирование позитивного отношения к  обычаям и традициям своей семьи, своего народа.

 

                                              Формы внеклассной работы:

1.      Тематические классные часы, дискуссии по нравственной тематике.

2.      Тренинги нравственного самосовершенствования

3.      Экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами района, города, страны.

4.      Праздничные поздравления одноклассникам, педагогам.

5.      Участие в поисковой работе школы и работе историко-краеведческого музея школы.

 

                                  

                                       Гражданcтвенность

 

                                                                  Задачи:

1.      Формирование у обучающихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений.

2.      Формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей.

 

Виды деятельности классного руководителя:

ü      Изучение с учащимися правовых норм государства;

ü      Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;

ü      Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

 

                                                         Формы работы:

1.      Тематические классные часы, интерактивные игры, дискуссии.

2.      Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;

3.      Конкурсы.

 

 

                                     Здоровый образ жизни

 

Задачи: совершенствовать представления у учащихся о здоровье и здоровом образе жизни; формировать культуру сохранения собственного здоровья.

 

 

Виды деятельности классного руководителя:

ü      Сотрудничество с медицинским персоналом школы с целью изучения состояния здоровья учащихся;

ü      Сотрудничество с родителями и учителями  физкультуры;

ü      Мониторинг  состояния физического развития учащихся;

ü      Организация внеклассных мероприятий, участие в школьных соревнованиях, формирующих ценностное отношение к занятиям физкультуры и спорта.

 

Формы внеклассной работы:

1.      спортивные конкурсы;

2.      тематические классные часы;

3.      беседы, дискуссии, тренинги о противодействии вредным привычкам;

4.      участие в спортивных мероприятиях на разных уровнях;

5.      участие в акциях школы, направленных на  пропаганду ЗОЖ;

6.      встречи с выдающимися спортсменами;

7.      походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы.

 

                                

                                       Общение и досуг

 

                                                          Задачи:

1. Продолжить изучение  индивидуальных интересов и потребностей учащихся во  внеурочной деятельности, просвещать и консультировать учащихся в выборе кружков, секций.

2. Использовать  новые  творческие и традиционные формы внеклассной деятельности с учётом возрастных особенностей учащихся.

3. Формировать у учащихся культуру общения друг с другом и взрослыми.

4. Демонстрировать  достижения, результаты, способности учащихся в досуговой  деятельности сверстникам и родителям.

                                        

                         Виды деятельности классного руководителя:

ü      изучение отношений в коллективе, выявление проблем и коррекция 

ü      обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование рефлексивных умений общения;

ü      обучение активным формам общения, таким как:  тренинги, дискуссии, часы общения;

ü      изучение потребностей, интересов в организации и проведении внеклассных мероприятий;

ü      предоставление информации об участии каждого  в жизни классного коллектива в классном уголке, демонстрация достижений учащихся;

ü      стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса и школы.

 

Формы внеклассной работы:

1.      тематические классные часы;

2.      празднование памятных дат в жизни учащихся и памятных дат календаря;

3.      организация тренингов и дискуссий;

4.      праздники, конкурсы и т.д.;

5.      посещение театров, музеев и выставок;

6.      отражение информации об общественно-полезной деятельности  в классном уголке.

 

 

                           Семейное воспитание

 

                                                          Задачи:

1.Сотрудничество с родителями по профориентации старшеклассников.

2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам здоровья и воспитания  через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.

3. Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на

    преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания.

 

Виды деятельности классного руководителя:

ü      Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам профильного обучения.

ü      Организация сотрудничества в вопросе сохранения здоровья школьников.

ü      Изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление старшеклассника.

ü      Поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.

 

                                                 Формы внеклассной работы:

1.      Тематические классные часы,  дискуссии,  часы общения  с участием родителей.

2.      Родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями, тренинги родительского взаимодействия.

 

 

План-график реализации программы на 2012-2013 уч. год

 

                                  Направление «Интеллект»

 

Цель работы в этом направлении: создание познавательного интереса, способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающем мире.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

Ответственные

9 класс

1.     Классный час «День знаний»

2.     Интеллектуальный конкурс «Страницы истории»

3.     Анкетирование «Мотивация и учеба»

4.     Участие в интеллектуальных конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно» и др.

5.     Лекторий в рамках «Дня науки»

6.     Предметные недели.

Классный руководитель

 

 

Актив класса

Классный руководитель

 

Учебный сектор

 

Учебный сектор

 

 

10 класс

1.     Классный час «Образование – путь к успеху»

2.     Эрудит – шоу «На пороге нанореволюции»

3.     Образовательный час «Прикоснуться к вечности»(о шедеврах мировой культуры)

4.     Викторина «Читать – это не модно?»

5.     КТД «Совет ума, добра и красоты» (Слет хорошистов и отличников)

6.     Методика «Адаптация в 10 классе»

7.     Участие в НПК, олимпиадах

8.     Предметные недели

Классный руководитель

Учебный сектор

 

 

Учебный сектор

Классный руководитель

Учебный сектор

Учебный сектор

Актив класса

 

Учебный сектор

 

11 класс

1.    Ток – шоу «Ученому и книги в руки»(о получении высшего образования).

2.    Психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!»

3.    Посещение музеев, выставок, способствующих интеллектуальному развитию.

4.    Устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену»

5.    Мониторинг знаний.

6.    Предметные недели, участие в НПК,олимпиады  

 

 

Учебный сектор

 

Классный руководитель

 

 

Учебный сектор

 

Культмассовый сектор

 

Классный руководитель

Классный руководитель

Учебный сектор

 

                                     Направление «Нравственность»

 

 Цель работы В этом направлении: оказание помощи учащимся осознать нравственные нормы и правила, ценности человеческой жизни.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

Ответственные

9 класс

1.    Классный час «Добро и зло»

2.    Диспут «Что значит культурный человек?»

3.    КТД «Свет веры, надежды, любви»

4.    Викторина «Ежели вы вежливы»

5.    Семейная игра «Знай истоки свои»

 6    Фотоконкурс «Любимый уголок малой Родины»

7Аукцион мнений «Истинный друг - кто он?»

8 Диагностика «Уровень воспитанности»

Классный руководитель

Актив класса

Классный руководитель

Родительский комитет

Актив класса и классный руководитель

Редакционный сектор

 

Классный руководитель

 

Классный руководитель

10 класс

1.    Классный час «О законах нравственности»

2.    Дискуссия «Деньги и миф»

3.    Акция «Спешите делать добро»

 

4.    Клуб интересных встреч «Встречи с психологом»

5.    Ролевая игра «Супружество без брака»

6.    Устный журнал «Сто советов мудрости»

7.    Посещение музеев, выставок нравственно – эстетической направленности.

Классный руководитель Актив класса и классный руководитель

 

 

Культмассовый сектор

 

 

Классный руководитель

 

 

11 класс

1.    Классный час «Духовность – норма человеческой жизни»

2.    Интерактивная беседа «Любовь на букву «С»

3.    Просмотр спектаклей, кинофильмов (коллективный просмотр и обсуждение).

4.    Диагностика уровня развития нравственных качеств личности.

Классный руководитель

Культмассовый сектор

 

Классный руководитель

 

 

Классный руководитель

 

                                          Направление «Здоровье»

 

Цель работы: формирование у учащихся значимости их физического и психического здоровья»

 

Этап реализации

Содержание деятельности

Ответственные

9 класс

1.     Спортивный праздник «День здоровья», трудовой десант.

2.     Уроки безопасности «Огонь – друг и враг»

3.     Туристический слет

4.     Конкурс «Школа безопасности»

5.     Встречи с работниками здравоохранения.

6.     Товарищеские встречи по пионерболу, волейболу, баскетболу.

7.     Классный час «Умей сказать: Спасибо – нет!»

8.     Диагностика «Курите ли вы?»

Сектор спорта и здоровья, учителя физкультуры

Инспектор пожарной охраны

Классный руководитель

Классный руководитель

Медицинский работник школы

Педагог физкультуры

 

Классный руководитель

Классный руководитель

10 класс

1.     Экологический праздник «День Земли»

2.     Ситуативный практикум «Жизнь без вредных привычек»

3.     Конкурсная программа «Школа выживания»

4.     Классный час «Аксиомы алкоголя»

5.     Товарищеские встречи по пионерболу, волейболу, баскетболу.

6.     Диагностика по алкогольной и наркотической зависимости.

Классный  руководитель

 

 

 

Классный  руководитель

Актив класса

Сектор спорта и здоровья

Сектор спорта и здоровья

Педагог физкультуры

 

Классный руководитель

11 класс

1.    Трудовой десант «Территория чистоты»

2.    Организация школьного праздника «День здоровья»

3.    Классный час «Мир без наркотиков»

4.    Уроки безопасности.

5.    Деловая игра «Я выбираю жизнь»

6.    Видеолекторий «Здоровый образ жизни»

 

7.    Интерактивная беседа «Есть ли будущее у российской семьи?»

Трудовой сектор

Сектор спорта и здоровья

 

Классный руководитель

 

Учитель ОБЖ

Сектор спорта и здоровья

Классный руководитель

 

Актив класса

 

 

                                        Направление «Гражданин»

 

Цель работы в этом направлении: формирование у учащихся соответствующих знаний о правах и свободах человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него, воспитание чувства патриотизма, толерантности, гуманизма.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

Ответственные

9 класс

1.      Классный час « Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»

2.      Образовательный час «Символика Российской Федерации»

3.      Беседа «Мои права и обязанности»

4.      Военно – патриотическая игра «Зарница»

5.      Посещение музеев военно – патриотической направленности.

6.      Урок мужества «Достоин будь награды русской»

7.      Классный час «Истории той войны»

 

 

 

Классный руководитель

Культмассовый сектор

Родительский комитет

Классный руководитель

Заместитель директора по ВР

 

Классный руководитель

 

 

 

 

10 класс

1.        Классный час «Честь имею»

2.        Устный журнал «Дни воинской славы»

3.        Беседа – диалог «Безобидны ли современные молодежные течения и увлечения»

4.        Встречи с участниками локальных воин.

5.        Посещение театра, кинотеатра на соответствующую тематику.

 

Информационно – редакционный сектор

 

Классный руководитель

Учитель ОБЖ

Актив класса

Культмассовый сектор.

11 класс

1.        Беседа «Изменения в уставе РФ о несении воинской службы.

2.        Диспут «Армия, какой она должна быть»

3.        Акция «Мы с вами, ветераны»

4.        Анкета «Анализ воспитания гражданских и патриотических чувств учащихся

5.        Игровая программа «А ну – ка, парни!»

6.        Дискуссионный практикум «Бритоголовая Россия»

7     Встречи с участниками локальных воин.

 

Классный руководитель

 

 

 

Актив класса

 

Классный руководитель

Актив класса

 

Культмассовый сектор.

 

 

Классный руководитель

Учитель ОБЖ

 

            Направление «Профессиональное самоопределение»

 

Цель работы: оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении, развитие потребности в образовании и самообразовании

 

Этап реализации

Содержание деятельности

Ответственные

9 класс

1.         Делова игра «Выборы»

2.         Конкурс сочинений «Моя будущая профессия»

3.         Классный час «Путешествие в мир профессий»

4.         Беседа – диалог «Самовоспитание и проблема выбора»

5.         Психолого – педагогические диагностики

 

6.         Посещение профориетационного курса

7.         Встречи с представителями средне – специальных учебных заведений.

Актив класса

Учитель литературы

 

 

Классный руководитель

 

Классный руководитель, родительский комитет

 

Классный руководитель

 

 

Классный руководитель

 

10 класс

1.         Делова игра «Калейдоскоп профессий»

2.         Выбор и работа органов самоуправления.

3.         Факультатив «Профессиональный компас»

4.         Выбор и посещение элективных курсов.

5.         Классный час «Особенности трудоустройства несовершеннолетних»

6.         Викторина «Экономика и бизнес»

7.         Анкета «Мотивы выбора профессии»

8.         Встречи с интересными людьми разных профессий

 

Актив класса

 

Учитель технологии

 

Учебный сектор

Классный руководитель

Классный руководитель

Классный руководитель

Культмассовый сектор

11 класс

1.         Посвящение в выпускники

2.         Классный час «Выпускнику об основах высшего профессионального образования и о правах студентов»

3.         Информационно – правовой практикум «Как избежать конфликтных ситуаций в начале трудовой деятельности».

4.         «Дни открытых дверей» (посещение ВУЗов)

5.         Анкета «Готовность школьников к выбору профессий» (повторная)

6.         Лекторий «Требования, предъявляемые к выпускнику школы»

Классный руководитель

 

Учебный сектор

 

 

 

Классный руководитель

 

 

 

Классный руководитель

 

Классный руководитель

 

 

 

Классный руководитель

 

 

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Направление «Общение  и досуг»

 

Цель работы в этом направлении: создание условий для развития творческих способностей, проявления инициативы и самостоятельности, формирование культуры общения.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

Ответственные

9 класс

1     Классный час «Два полюса общения»

1.         Образовательный час «Личность. Познай себя»

2.         Методика «Структура личности»

3.         Диагностика «Мой тип темперамента»

4.         Посещение театров, кинотеатров, зоопарка.

5.         Круглый стол «Конфликты и взаимопонимание»

6.         Игра «Найди себя»

7.         Праздник «Новый год». Творческий конкурс «Я –Дед Мороз», «Я – Снегурочка»

8.         Праздники «День Святого Валентина», «8 Марта», «День  защитника Отечества» и др.

9.         Организация праздника «Последний звонок»

Актив класса

 

Классный руководитель

 

Классный руководитель

 

Культмассовый сектор

 

 

Классный руководитель

 

 

Культмассовый сектор

 

Культмассовый сектор

 

Классный руководитель

 

Родительский комитет

10 класс

1.         Классный час «Законы дружбы»

2.         Концертная программа ко  дню учителя.

3.         Дискуссия «Одиночество, хорошо или плохо»

4       Театрализованное новогоднее представление

5      Конкурсно – игровая программа «А ну – ка,   парни!»

6      Весенние поздравления

7      Поэтическая гостиная «Еще раз про любовь»

8      Круглый стол «Семья в жизни человека»

9      Посещение театров, музеев, выставок.

 

 

Актив класса

Актив класса

Культмассовый сектор

 

Культмассовый сектор

Классный руководитель

Родительский комитет

 

Классный руководитель

 

11 класс

1      Фотопрезентация «Школьные годы   

         чудесные»

1.         Защита проектов «Я и мой мир»

2.         Заседание круглого стола «Молодежные субкультуры: за и против»

3.         Шоу программа «Веселый девичник»(посвящен 8 Марта)

4.         Диспут «Какая армия нам нужна»(Викторина – поздравление для юношей)

5.         Посещение театров, кинотеатров, экскурсий.

6.         «Детства последний звонок»(выпускной бал)

 

 

 

Редакционно-информационый сектор

Актив класса

 

 

Актив класса

 

 

 

 

Культмассовый сектор

 

Кл. руководитель

Род. комитет

 

                                           Направление  «Труд»

       Цели: формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.

   Основные задачи:

·        повышение мотивации к двигательной и трудовой  деятельности

  • Оказание посильной помощи ветеранам труда, участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших;
  • Участие в школьных и районных экологических субботниках;
  • Развитие умения извлекать из процесса труда максимальную пользу для себя и окружающих.

Основные виды деятельности:

  • Акция «Зеленая рассада»
  • Экологический субботник
  • Операция «Ветеран»
  • Наши младшие друзья
  • Дежурство в классе
  • Весенняя неделя добра

Ожидаемый результат

·         проявление инициативы в организации внеклассной работы;

·        ответственное выполнение поручений классного руководителя, учителей, родителей;

·        оказание помощи нуждающимся: престарелым, ветеранам;

·        формирование личности практичной, , владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции

 

 

 

 

Дата

Наименование мероприятия

Место проведения

Контингент

Ответственные лица

сентябрь

Помощь колхозам в уборке урожая

Эколог.субб на тер. школ

СПХ «Оринино»

Учащиеся школы

Администрация школы

 

Классный руководитель

октябрь

Посадка деревьев, заклеивание окон

МБОУ «Орининская СОШ»

10 класс

Классный руководитель

Ноябрь-март

Генеральная уборка в классе

МБОУ «Орининская СОШ»

10 класс

Трудовой сектор

январь

Акция «Новогодняя игрушка»

МБОУ «Орининская СОШ»

10 класс

Классный руководитель

апрель-май

Экологические субботники на пришкольном участке

МБОУ «Орининская СОШ»

Учащиеся школы

Администрация школы

Классный руководитель

 

                                                    Направление «Семья»

Цель работы: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.

 

Этап реализации

Содержание деятельности

9 класс

1.           Выбор родительского комитета

2.           Изучение условий семейного воспитания.

3.           Диагностика «Мое семейное состояние»

4.           Родительские собрания :

«Как формировать положительные привычки у подростка»

«Способы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций»

«Как говорить со своим ребенком о дружбе и любви»

«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам»

Совместное родительское собрание «Последний раз в 9 класс»

5.           Совместная деятельность родителей и учащихся (проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п.)

6.           Индивидуальные беседы с родителями.

7.           Заседание родительского комитета (не менее  4-5 раз в год)

8.           Лектории «Профилактика зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания).

9.           Оказание психолого – педагогической помощи.

10.        Работа с социально неблагополучными семьями (посещение семей, сотрудничество с социальным педагогом, инспектором ПДН, психологом).

11.        Встреча с выпускниками школы (к юбилею школы).

 

10    класс

1.           Выбор родительского комитета (на 10 -11 класс).Знакомство родителей с программами профильного обучения, с программой воспитания.

2.           Родительские собрания:

«Права и обязанности ребенка: поиск равновесия»

«Родительский дом как фундамент счастья будущей жизни детей»

«Поможем детям выбрать профессию»

3.           Анкета «Искусство воспитания»

4.           Игра для детей и родителей «Школа семьи»

5.           Дебаты «Трудные девочки: проблемы воспитания»

6.           Психолого – педагогическое просвещение родителей.

7.           Индивидуальные консультации, беседы, информирование о результатах воспитания, обучения.

8.           Заседания родительского комитета.

11 класс

1.           Родительские собрания:

«Вечная проблема» (совместно с детьми)

«Агрессия и насилие в мире взрослых и детей»

«Как научить ребенка быть успешным»

«Как подготовиться к итоговой аттестации»

Общешкольные родительские собрания.

2.           Лекторий «Воспитание толерантности у подростков»

3.           Заседания родительского комитета.

4.           Помощь семье в правильной профессиональной ориентации ребенка (консультации психолога, педагогов)

5.           Совместная деятельность родителей и учащихся (проектная деятельность, походы, посещение театров, музеев и т.п.)

6.           Индивидуальные беседы, консультации

7.           Вечер «Когда уйдем со школьного двора»

8.           Организация праздников «Последний звонок», «Выпускной вечер»

 

 

 

 

 

           Методическое обеспечение программы

 

1. Работа с одарёнными детьми:

  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • организация участия детей в школьных олимпиадах;
  • мониторинг уровня интеллектуального развития детей .

2. Работа с детьми, проявляющими качества лидера:

  • организация работы по системе чередующихся традиционных поручений;
  • организация индивидуальной творческой деятельности;
  • создание условий для самовыражения;
  • включение в общешкольное воспитательное пространство.

 3. Работа с детьми, имеющими проблемы в общении: 

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с учителями-предметниками;
  • наблюдение и особое внимание, коррекция;
  • организация деятельности, способствующей расширению круга общения и повышению статуса детей в классе.

4. Работа с детьми с девиантным поведением:

  • собеседование с родителями;
  • собеседование с психологом;
  • контроль социального педагога;
  • контроль и помощь в подготовке домашнего задания;
  • вовлечение в творческую деятельность;
  • собеседование с учителями, работающими в классе;
  • наблюдение и коррекция поведения.

 

 

 

                Ресурсное обеспечение программы:

 

1.    Участники реализации программы:

·                учащиеся

·                родители

·                классный руководитель

·                учителя – предметники

·                администрация школы

·                педагоги дополнительного образования

·                медицинские работники школы

·                представители пожарной службы, инспектор ЛОЖД, инспектор по ДН, инспектор ФСКН

2.   Социальные связи классного коллектива

·                школьная библиотека, сельская библиотека

·                кружки, секции


 

 

Список использованной литературы

 

1.     Спутник классного руководителя. Гуткин. Л. Д. и др.- Москва, 2001г.

2.     Справочник классного руководителя. Н. И. Дерекаева -  Москва, 2005г, «ВАКО»

3.     Справочник классного руководителя (5-9 классы) / под редакцией И.С.Артюховой – М, 2005.

4.     Научно-методический журнал «Классный руководитель» №2,  2008г.

5.     Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель:  Л.Д. Гуткина.  Центр «Педагогический поиск», М – 2003г.

6.     Классные часы: 10 класс./ Под редакцией Л.А.Егорова. – М.: ВАКо, 2008

7.     Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) –М.: ВАКО, 2006

8.  Ресурсы интернет.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости
Реквизиты
Rambler's Top100 TopList