System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Орининская школа: вчера, сегодня, завтра / Сайт учителя истории и права Алексеевой В.И. / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Портал образования Чувашии
 
Главное
Резюме
Методические разработки
Семейное право
Урок - игра Древняя Греция
Страничка для родителей
Советы родителям
Достижения моих учеников
Победители и призеры всероссийских олимпиад
Победители и призеры районных олимпиад
Победители и призеры республиканских олимпиад.
Победители и призеры творческих конкурсов
Странички для учеников
Демонстрационный вариант
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ
Обществознание
Правовой статус школьника и проблемы, связанные с его реализацией
Термины по обществознанию
Творческие работы учащихся
ДЮСШ - одна из форм дополнительного образования детей
История моей семьи
Мои предки
Орининская школа: вчера, сегодня, завтра
Я поведу тебя в музей
Get Adobe Flash player
Орининская школа: вчера, сегодня, завтра

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ-ФЕСТИВАЛЬ

ТВОРЧЕСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

«EXCELSIOR – 2011»

 

 

Секция ОТЕЧЕСТВО

 

 

 

    

 

 

 

 

                                             Выполнила: Налимова Елена,

                                                   ученица 6 класса Орининской СОШ

                                                         Руководитель: Алексеева В.И. учитель

                                                         истории  и права Орининской СОШ                                       

 

 

 

                                                                             

 

 

 

 

                                                

                                                                                         

                                                     Оринино- 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

 

Введение________________________________________________________ 1стр.

 

 Глава 1. Система школьного образования в Чувашии__________________ 2-3 стр.

 

Глава 2. Система образования Моргаушского района__________________  4-5  стр.

 

Глава 3. История Орининской школы_______________________________   6-8 стр.

 

Глава 4. Орининская школа в наши дни._____________________________   9 стр.

 

Заключение_______________________________________________________10 стр.

 

Литература_______________________________________________________  11 стр.

 

Приложение______________________________________________________12-22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дорогая школа поздравляем

Мы тебя с любовью, от души

В юбилей мы пожелаем

Чтоб такой же юной оставалась ты!!! 

 

Учитель созидает новый мир, новое время, новое общество. Все силы он отдает «разумному, доброму, вечному». Сделать человека еще более человечным, а общество гуманным и есть великая цель каждого педагога, каждой школы. Нынешние перемены, которые коснулись всех и каждого, затронули систему образования. Образование является двигателем, которое приводит в движение все общество, каждого человека, увлекая его по пути прогресса, что делает образование решающим фактором общественного развития, а профессию учителя ключевой.

150 лет стоит наша школа. Маленький островок в океане жизни. Приходили и уходили вожди, рушились идеалы и ценности. В истории нашей школы, как в капле воды отразилась история нашей страны. История, которая прошла через судьбы учителей и учеников.

150 летний путь школы – это живая история, история в деталях, в традициях, в лицах.

Актуальность темы:

1) школьное образование всегда имело и имеет важное значение в воспитании и обучении подрастающего поколения, так как оно представляет собой тот фундамент, на котором зиждется культура и духовное богатство. Состояние экономики, культуры и других сфер общественной жизни находится в прямой зависимости от качества образования молодого поколения. Не зря, наверное, 2010 год назван «Годом Учителя»

       2)Наша, Орининская школа, скоро отметит свой 150-летний юбилей.

Цель работы: всестороннее комплексное изучение, обобщение и анализ сложного процесса становления и развития  моей любимой и родной Орининской школы.

Задачи:

  1. исследовать процесс создания и поэтапного развития  системы школьного образования в Чувашии
  2. проанализировать процесс возникновения   школ в Моргаушском районе
  3. исследовать поэтапное развитие Орининской школы с момента возникновения до наших дней

 

Объект: развитие системы просвещения чувашского народа.

Предмет:  история возникновения и развития Орининской школы как одной из частей системы образования в Чувашии.

Методы:

*      беседы и интервью для сбора материала со старожилами педагогического труда

*      работа над документом (воспоминания ветерана педагогического труда – Трофимова Г.Т.): анализ, сравнение, обобщение полученных сведений

*      использование теоретического материала из краеведческой литературы по истории Орининской школы

Теоретические и практические результаты и рекомендации исследования могут быть учтены государственными и муниципальными органами управления образования, педагогическими коллективами, внешкольными учреждениями, общественными организациями при разработке и реализации основных направлений повышения эффективности образовательной деятельности, они применимы и в пропагандистской, и в культурно-просветительной работе, при пополнения школьного музея материалом, при праздновании юбилея школы.

                                                             

 

Глава 1.

Система школьного образования в Чувашии

Обучение детей нерусских народов Поволжья русской грамоте связано с политикой их русификации и христианизации. Еще Петр I в своей инструкции о крещеных иноверцах (1724 г.) требовал «склонять владельцев и законников их к христианскому учению... и книги нужные перевести на их язык». В 1722 г. у митрополита Тихона в Казани открылась новокрещенская школа. В ней обучалось до 30 чувашских, марийских, мордовских, калмыцких и татарских мальчиков. В 1733 г. в числе 183 учащихся Казанской духовной семинарии новокрещенов-инородцев было 18 человек. В 1732—1764 гг. новокрещенская школа функционировала и в Свияжске, здесь обучалось более 30 чувашей.

   С 1740 по 1773 г. в новокрещенских школах обучалось около 380 чувашских мальчиков. Учащихся набирали в принудительном порядке. Хотя срок обучения был довольно большой — 9 лет, учащиеся получали лишь элементарные знания, обучение велось на русском и церковнославянском языках. В школах применялись телесные наказания. Учащиеся влачили полуголодное существование, болели и умирали. Выпускники школ определялись в приходы причетниками. Наиболее успевающие переводились в Казанскую духовную семинарию.

   В 1789—1791 гг. в городах Чувашии — Чебоксарах, Ядрине и Козьмодемьянске — появились малые народные училища, но чувашские дети в эти училища почти не попадали. В начале XIX в. сельских школ на территории Чувашского края вообще не было.

  Значительную роль в организации школ в Чувашии сыграл основанный в 1804 г. Казанский университет. Первое приходское училище для чувашских детей было открыто университетом в 1807 г. в селе Буртасы Цивильского уезда. Позже такие училища появились в селениях Шихазаны (1819 г.), Красные Четаи (1821 г.), Малый Сундырь (1823 г.). Но они не имели ни собственных помещений, ни подготовленных учителей.

   В 1830-х гг. в чувашских селениях Симбирской губернии возникло несколько училищ удельного ведомства, а в 40-х гг. в Казанской губернии открылись училища Министерства государственных имуществ. Все школы содержались за счет крестьян.

    Но чувашские крестьяне неохотно отдавали детей в школу. Одной из главных причин отказа было преподавание на малопонятном для чувашей русском языке.

Царское правительство не разрешало вести начальное обучение на родном языке народностей Поволжья.

В начале ХХ в. на тысячу чувашей приходилось не более 4—5 грамотных.

В 17б9 г. в Петербургской типографии Российской Академии наук издается книга «Сочинения, принадлежащие к грамматике чувашского языка», составленная под руководством В. Пуцека-Григоровича при участии учащихся-чувашей Казанской духовной семинарии.

В. И. Вишневский сделал попытку создать учебник чувашского языка и выпустил в 1873 г. в Казани книгу «Начертания правил чувашского языка и словарь».

В переводной литературе использовалась русская транскрипция. Русский и славянский тексты переводились на чувашский дословно, по их складу и строю, и были непонятны для чувашей.

Во второй половине XIX в. в основу просвещения нерусских народностей Поволжья была принята система Н. И. Ильминского. Согласно ей, теперь допускалось для нерусских детей первоначальное обучение грамоте на родном языке. В 18б7 г. в Казани было учреждено миссионерское «Братство святителя Гурия», которое явилось главным проводником cистемы Ильминского. Система создавалась для борьбы с исламом и усиления христианского, русского влияния на «инородцев".

На территории Чувашии и в других регионах основного расселения чувашей сложились школы следующих типов: миссионерские начальные (так называемые одноклассные) и двухклассные училища (школы повышенного типа), земские начальные и высшие начальные училища, церковноприходские, миссионерские («братские») начальные и второклассные школы и школы грамоты. В двухклассных школах учились 7 лет, в начальных — 3— 4 года, в школах грамоты — 2—3 года.

Для подготовки учителей для нерусских школ возникали учительские школы и семинарии. В 1872 г. открылась Казанская «инородческая» учительская семинария. Позже были открыты Бирская «инородческая» учительская школа, Ишаков-ская центральная школа, Шихазанская, Хорноварская и другие второклассные школы для подготовки учителей школ грамоты.

Особое место в просвещении чувашей занимала Центральная чувашская школа в Симбирске, основанная в 18б8 г. И. Я. Яковлевым и преобразованная в 1890 г. в учительскую, хотя она готовила учителей уже с 187б г. Под руководством И, Я. Яковлева был создан новый алфавит чувашского языка. Выпуск чувашского букваря в 1871 г. положил начало новой чувашской письменности. Школа Яковлева- была комплексным учреждением. здесь обучали теории и практике сельскохозяйственного труда, рукоделию, садоводству, столярному и кузнечному делу, функционировали учебные хоры, оркестры, театры и т. д.

В 1878 г. при школе открылось женское отделение. В 1903 г. здесь начали работать педагогические курсы для подготовки учительниц, на них поступали выпускницы женского училища. С 18б8 по 1917 г. школа подготовила около одной тысячи учителей и учительниц для начальных школ, причем из числа представителей не только чувашской, но и русской и других национальностей Поволжья.

В Чувашии, по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г., среди чувашского населения грамоту знали 7,6%, среди русских — 18,2%. В 1911 г. в Чувашии было 743 школы различных типов. Большинство из них давало лишь элементарные знания. До 80 тыс. детей оставалось за пределами школы. Накануне революции 1917 г. уровень грамотности чувашей не превышал 18% среди мужчин и 4% среди женщин.

В дореволюционный период в городах Чувашии было открыто несколько общеобразовательных и специальных учебных заведений. В них обучалось около двух тысяч учащихся, в основном детей русских.

На территории Чувашии имелось всего пять небольших библиотек с книжным фондом около 10 тысяч томов. В досоветскую эпоху на чувашском языке было издано более 700 книг. Чувашские школы и национальное учительство содействовали росту национального самосознания народа, укреплению языковой и культурной общности различных его территориальных групп.

После 1917 года в системе школьного образования произошли существенные изменения: открывались новые школы и учительские семинарии, для обучения взрослого населения создавались ликбезы, поднимался авторитет учителя, вводились почетные звания. Поэтапно в 1930 г., когда были созданы необходимые экономические условия, в СССР вводится всеобщее обязательное начальное четырехклассное обучение (с восьми лет). На это потребовалось три года. К концу 30-х гг. в городах в основном было осуществлено семилетнее образование, а в 1939 г. на XVIII съезде партии была выдвинута задача введения всеобщего семилетнего обучения и постепенной подготовки к всеобщему, среднему образованию. Однако нападение на нашу страну фашистской Германии помешало претворению в жизнь намеченных планов.

Высокие темпы развития экономики в послевоенные годы создали предпосылки и сделали необходимым дальнейшее повышение уровня всеобщего обязательного обучения, срок которого в 1958 г. был продлен еще на один год и стал восьмилетним, потом – средним.

 В Чувашии все подрастающее поколение уже к началу 60-хгг. Получило восьмилетнее образование, а к середине 70-х было охвачено десятилетним обучением. В наше время система школьного образования произошли глобальные изменения, принятые новые программы «Новая школа» и Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года.

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

Система образования Моргаушского района

После такой подробной информации о системе школьного образования в Чувашии, нам было интересно рассмотреть историю народного образования в Моргаушском районе.

В настоящее время в нашем районе насчитывается 13 средних школ, 10 основных, 1 лицей и  начальные школы. В школах района обучается 3770  детей.

Мы решили подробно изучить историю возникновения этих школ. Перед собой поставили следующие вопросы: какая школа в районе возникла раньше всех? Какому типу школ они относятся? Какое место среди этих школ занимает моя школа? Для ответа на поставленные вопросы  полностью рассмотрели энциклопедию Моргаушского района и сайты школ в интернете. Перед нами вырисовывается следующая картина. Старожилом среди начальных  школ района является Оточевская начальная (до 2010 года – основная), открытая в 1838 году как одноклассное мужское училище Министерства госимущества; среди основных - Акрамовсакая основная школа , открытая в 1844 году по тому же типу; среди средних школ – Орининская, открытая в 1861 году по тому же типу. Самыми молодыми можно считать Калайкасинскую(1921)и Москакасинскую (1919)  средние  и Сыбайкасинскую (1925) и Тойгильдинская(1939) основные школы.

Типы школ

количество

       Название школы и год создания

миссионерские («братские») начальные училища  

2

 Оточевская начальная школа 1838,Акрамовскя основная 1844, Орининская средняя 1861

школы грамоты

3

Шатьмопосинская 1884,Юнгинская средняя 187,Б.Карачинская основная 1895

 

церковноприходские,

9

Моргаушская средняя 1884,Нискасинская средняя 1885,  Ильинская средняя  1862  Чуманкасинская средняя 1884,Шомиковская основная 1899 ,Юськасинская средняя 1898, Ярабайкасинская средняя 1897, Шатракасинская основная 1901, Орининская средняя 1861

 

 

земские начальные училища

7

Б.Сундырская средняя 1882, Вурманкасинская основная 1910, Кашмашская основная 1896, Сятракасинская средняя 1901, Тораевская средняя 1865, Ярабайкасинская средняя 1897, Адабайская основная 1899

 

 

Начальные школы

4

Калайкасинская средняя 1921, Москакасинская средняя 1919, Сыбайская основная 1925, Тойгильдинская основная 1939,

Как видно из таблицы, самые первые школы были миссионерскими начальными училищами, чаще всего они открывались при церквях. Большое место занимают среди школ района Церковно-приходские школы, их было 9. Земские школы открывались в семи деревнях и селах. Тораевская школа была открыта И.Я Яковлевым.

Наша школа занимает среди школ района достойное место, является старожилом, ей в 2011 году исполнится 150 лет. В следующей главе вы узнаете об истории возникновения моей родной Орининской школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              Глава 3.  История Орининской школы

В 2011 году  моя любимая школа отметит свой юбилей, ей исполнится 150 лет. Эта такая знаменательная дата для всех нас, поэтому мне интересно было проследить всю историю родной школы до наших дней.

 С этой целью мною были рассмотрены документы в школьном музее, литература,  где говорится  об истории школы, проведены встречи с ветеранами нашей школы. Все было собрано по крупицам.

  Орининские крестьяне, как и все жители Чувашии, 18-19 веках  пребывали в темноте. Редкие чувашские дети попадали тогда в школу. Первоначально детей брали в принудительном порядке. Так, например, в 1757 году два мальчика десятилетнего возраста из села Оринино Григорий Димитриев и Иван Яковлев Таскиней были взяты в Казанскую новокрещеннскую школу. Какова их судьба, мы не знаем. В 1788-1790 годах еще один набор в данную школу. Из села Оринино были взяты дети священнослужителей. Такую же новокрещеннскую школу в свое время закончили знаменитые братья Талиевы из села Оринино. Петр Талиев(1778г) преподавал в Казанской духовной академии, переводил «Катехизис», редактировал чувашский перевод «Евангелия». Данил(1784) был одним из организаторов медицинской службы в России, генерал. Василий (неизвестно) всю жизнь проработал священником церкви села Яндашево Марпосадского района. Это были первые ласточки, вылетевшие из гнезда села Оринино. Но таких примеров в то время было единицы , грамотных жителей в селе было мало. Нужна была своя школа!

  В 1861году в селе Оринино открыта церковно-приходская школа в доме священника Порфирия Любимова. Это была первая школа, открытая в чувашском селе в Козьмодемьянском уезде. Немного позже были открыты школы в чувашских селах: Анат-Киняры, Юнга, Нискасы и т.д. В 1875 году в село Оринино была переведена из села Ильинки женская школа, которую поместили в доме просвирни.

 Почти 30 лет в школе работали учителями священнослужители, пока в 1891 году в школу не приехал учитель с педагогическим образованием, ученик Симбирской Чувашской школы А.Иванов. Он намного лучше владел методами обучения. А. Иванов часто ходил по дворам и уговаривал родителей отправлять детей в школу. Вскоре учеников в школе стало намного больше. Лучших своих учеников он старался отправлять в Симбирскую чувашскую школу.

  Орининская школа долго не имела своего здания. Только в 1884г. - местный кулак и волостной старшина А.Павлов построил и сдал   школе новый пятистенный дом, стал попечителем школы. К сожаленью, это здание не сохранилось до наших дней, но имеются фотографии, которыми вы можете познакомиться в приложении.

 Вот, что пишет в своих воспоминаниях о школе той поры, ветеран педагогического труда, бывший директор школы,  Трофимов Гурий Трофимович: « Помню рассказ моего отца, Кириллова Трофима Кирилловича, о первой орининской школе, в которой он сам обучался в 1880-1884 гг. Школа тогда занимала простую, крестьянского типа, избу во дворе попа Весновского Павла Ивановича.  Обучались тогда в ней дети всего Орининского прихода. Количество учащихся было малочисленным. Учителями работали в основном лица духовного звания.  Отец мой вспоминал о Любимове Викторе Ивановиче».       

  Учителя в школе часто менялись, материальное положение было плохим. С 1861 по 1911 годы сменилось 28 учителей. Все это, да и нежелание, скорее всего  непонимание родителей: зачем нужна грамотность, привели к тому, что многие не до конца обучались в школе. Например, с 1872 по 19911 год в Орининской школе обучалось примерно  1600 мальчиков, из них окончившим школу считалось 125 человек, а девочек числилось 400, а окончили школу 15 девочек.

В 1910 году в школе учителем работал Захаров Яков Захарович (один из подписавших в Симбирской школе в 1907 году петицию против реакционного учителя)*,

См.книгу – К.Иванов. собрание сочинений, стр. 336, 338.

 воспитанник И.Я.Яковлева, а с 912 года – Сергеев Георгий Сергеевич (в годы гражданской войны был командиром батальона красной Армии, впоследствии работал в просвещении), а вместо учительницы Пикторинской Евгении Николаевны -  Яковлев Александр Яковлевич (впоследствии председатель Совнаркома Чувашской АССР). Они тоже были воспитанниками И.Я.Яковлева. Сергеев Г.С.по воспоминаниям Трофимова Г.Т., который был учеником этого учителя, был очень общительным со своими учениками. Кроме обычной школьной учебы, усердно занимался с ними физкультурой и пением, научил игре в «лапту». К сожаленью, в 1914 году оба учителя были мобилизованы в царскую армию, так как началась первая мировая война.

  В последующие годы учителями в школе работали Ильин Анисим Ильич и Веретенникова Нина Константиновна. В это время создавались кружки художественной самодеятельности: драматический и хоровой.  Силами этих учителей и молодежи впервые был поставлен на школьной примитивной сцене   спектакль «В корчме» из «Бориса Годунова» А.С.Пушкина. Это было начало Орининского народного театра, который первым из сельских коллективов звание «народный». Оказывается, еще тогда школа стала центром не только образования, но и культуры на селе. И в  наши дни эта традиция продолжается. Когда на селе закрывают школы – это ставят крест в духовном развитии села, оно постепенно вымирает. Об этом нельзя забывать!

   В 1919 году в Козьмодемьянским уездным отделом народного образования была направлена группа из орининской молодежи на курсы подготовки учителей в Казань. Эти курсы готовили учителей для чувашских школ. На эти курсы были направлены из нашего села Акрамовский Семен Федорович, Моисеев Михаил Михайлович, Трофимов Гурий Трофимович. Вот что пишет в своих воспоминаниях (рукописные) Трофимов Г.Т.: «За нашими успехами на казанских курсах внимательно следили и заботились такие выдающиеся люди просвещения чуваш, как Ашмарин, Никольский, Михеев (автор книги для чтения по русскому языку в инородческих школах). Никольский Н.В. знакомил нас своим трудом по этнографии чуваш. Ашмарин и Михеев посещали наше общежитие на Баумановской улице и интересовались нашей жизнью…». Какие строки! Ради общения с такими людьми стоит жить, как же я им завидую. Но я уверена, что все лучшее, что они там получили, они принесли в нашу школу, и эти традиции живут до сих пор.

 До 1930 года Орининской школой заведовал Столяров Алексей Николаевич. Именно в это время при школе был открыт в 1923 году пункт ликбеза, где вечернее время взрослое население получало азы грамотности. В 1925 году опять же при школе открыли избу-читальню, это начало нашей библиотеки. В1923-1924гг школа стала однокомплектной школой 1-й ступени. Школа шла в ногу со временем, в 1926 году был создан первый пионерский отряд.

С 1930 года школой начал заведовать Трофимов Г.Т. Он проработал в нашей школе до 1960  года, за исключением 1941-1945гг, когда шла Великая Отечественная война. Работал в разных качествах: и директор, и учитель истории. Огромная благодарность ему за это и за то, что в своих воспоминаниях оставил большую информацию об истории Орининской школы. Все это хранится у внучки Трофимова Г.Т., Горшковой Л.В., учительницы нашей школы.

 В 1933году открыта семилетняя школа, а через год , в 1934году   построено новое двухэтажное здание (см в приложении). Вернее будет сказано, что колхоз «Красное Сормово» передало школе двухэтажное здание вновь построенного колхозного клуба под семилетнюю школу. Колхозу под клуб передали здание церкви. Конечно, в наше время многие осуждают это решение, но при этом забывают, в какое историческое время все это происходило, и какая в это время была политика государства по отношению церкви. Благо, сегодня церковь восстановлена (пока частично), ведется служба. Духовные корни не забыты, это великолепно.

  В 1940году открыта средняя школа. Первый выпуск состоялся в 1943 году, в годы Великой Отечественной войны. Аттестат под номером №1 получил Бардасов Георгий Ананьевич, который потом был призван в армию, воевал, ветеран ВОВ. Интересен и тот факт, что среди этих первых выпускников должен был быть Герой Советского Союза – Мешаков Илья Григорьевич. Но он добровольцем ушел на фронт, вернулся в 1945 году героем, после войны работал педагогом (жаль не в нашей школе). Мы, молодое поколение, должны чтить и помнить это имя, выпускника нашей школы.

    Время шло вперед. Отгремела война. С фронтов ВОВ возвращались участники боевых действий. Село оживало. Количество учащихся становилось все больше и больше. Соответственно рос коллектив учителей. Вот здесь (см. приложение 3)можете посмотреть на коллектив учителей в далекие 50-е годы. К сожаленью, никого из них сейчас нет живых. Недавно, где-то месяц назад,  скончался сторожил нашего села, Андреева Т.А.( на фотографии в верхнем ряду третья справа). Ей было 93 года, 40 из них она проработала в школе. Светлая память всем ветеранам-учителям тех времен, которые работали на благо просвещения жителей Орининского поселенья. Давайте назовем некоторые имена: Трофимов Гурий Трофимович, Троицкий Михаил Васильевич, Васильева Лидия Максимовна, которые долгое время работали директорами школ, многое сделали для ее развития; Андреева Татьяна Андреевна, Морозова Прасковья Ивановна, Троицкая Прасковья Ивановна, учителя начальных классов, которые проработали более 40 лет в школе, через чьи руки прошли сотни и сотни детей и вышли в люди. Нельзя не назвать и учителей предметников, это: Егоров Лазарь Егорович, Моисеева Нина Степановна, Романова Серафима  Федоровна, Иванова Галина Ивановна, Павленко Ермильгид Григорьевич, Павленко Варвара Ивановна и многие другие. Это они, после войны, в 50-60-е гг.  с большим усердием работали на ниве просвещения народа. Радует и тот факт, что у многих из них дети продолжили их дело, стали учителями, работают в нашей школе.

В 1958году двухэтажное здание школы перестроено в одноэтажное (см. приложение 4). В 1961 году она отметила вековой юбилей. К этой дате в школе открыли музей, организована встреча выпускников школы. За это время школа дала грамоту и вывела в люди тысячи и тысячи детей.

  В 60-70гг в истории школы многое связано с именем Васильевой Лидии Максимовны. Она приехала в Оринино в 1959 году, около 40 лет проработала в школе, из них директором 13 лет, заместителем директора 10 лет. Много сил и труда ею было вложено в дело укрепления материально-технической базы школы. Построены 4 благоустроенные квартиры для учителей. Лиде Максимовне благодарны сотни выпускников и их родителей. Да и коллектив учителей намного вырос, более30 человек (см.приложение5).

  Многие из них сейчас не работают , но они частые гости в нашей школе. Земной поклон им за их ратный труд!

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

 

Орининская школа в наши дни

Вопрос о строительстве новой школы в селе Оринино стоял давно, так как старые деревянные здания школы совсем обветшали. В 1990 году заказчиком строительства выступило базовое хозяйство – колхоз «За коммунизм» (председатель Иванов Юрий Александрович). Проект был рассмотрен в коллективе учителей в феврале 1990 года. В августе того же года начались земляные работы, был заложен фундамент школы.  И в

1992 году завершено строительство нового кирпичного двухэтажного здания  на 264 мест (см. приложени6). С этой даты начинается новая страница в истории нашей школы. С 1989 года (перерывом2 года в1995-1997гг) директором школы работает Иванов Виталий Гурьевич, выпускник Орининской школы. За последние годы существования президентской программы «Новая школа» реализовано много проектов, направленных на развитие и модернизацию, но предстоит сделать еще больше. Жизнь школы зависит от каждого из нас: и от учителей, и от учащихся.

 За последние 2-3 года наши учащиеся достойно выступают на конкурсах, олимпиадах, соревнованиях различного уровня, начиная районными, заканчивая международными. В 2009 и 2010 году учащиеся нашей школы Алексеева Елена и Егорова Ольга стали стипендиантками премии президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность. Также в 2009 и  году Алексеева Елена получила премию президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи по нацпроекту «Образование», за победу в международной олимпиаде по праву.  В 2011 году она же повторно удостоилась стипендии президента Чувашской Республики за особую творческую устремленность.

 Наши ребята не только хорошо учатся, среди них есть прекрасные спортсмены, благо в школе имеются спортивные секции по волейболу, баскетболу, теннису и т.д. Последние 10 лет школа всегда становилась призером или победителем районной спартакиады школьников. В школе успешно действует образцовый ансамбль «Сархевел», где десятки мальчишек и девчонок учатся петь и танцевать. Так же на высоком уровне поставлены в школе военно-прикладные виды спорта, последние несколько лет наши ребята участвовали на республиканских играх «Орленок» и «Зарница».

 Конечно, все, что есть хорошего в школе, связано с именем  учителя. В нашей школе работают прекрасные учителя, люди с добрым сердцем, открытой душой, настоящие профессионалы своего дела. В 2009 году учитель истории, права и обществознания Алексеева Валентина Ивановна получила грант президента РФ, а в 2010 году грант президента Чувашской Республики получил учитель физкультуры Алексеев Сергей Иванович. А таких учителей, достойных таких наград, в нашей школе много, ждем пополнения этого списка.

 

  Я верю, что у нашей школы светлое и большое будущее. Недавно в школе создана комиссия для достойной подготовки к юбилею школы. Хочется надеется, что юбилей пройдет на высоком уровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Цвети же, школа дорогая!

Дерзай, твори, мечтай, расти,

Пусть умножают твою славу

Питомцы верные твои!

 

В ходе данного исследования была изучена часть культурно-духовного наследия наших предков –150-летняя история Орининской школы. Для полного раскрытия темы мы обратились к истории просвещения в Чувашии, проанализировали возникновения школ и их типы в Моргаушском районе. Только после этого исследовали поэтапный процесс развития Орининской школы.

  Вывод.

Эта работа дала нам возможность в ходе исследования  документов  формировать навыки поисково-исследовательской деятельности, такие как: анализ, сравнение, обобщение, умение вести беседу с «живыми» источниками – людьми, живущими рядом с тобой. Также у нас сформировались познавательные, интеллектуальные и творческие способности. Была решена и другая задача исследовательской работы – пробуждение деятельной любви к родному краю, к родной школе. В школе создана поисково-исследовательская группа «Лучики», которая собирает материалы о родном крае, пополняет музей новыми экспонатами и сохраняет для будущего поколения все историческое и культурное наследие наших предков.

Мы, молодое поколение, должны гордиться историей своей школы, знать и помнить

Ветеранов педагогического труда, выпускников школы. Наша школа всегда достойно несла знамя образования вперед, стала настоящим центром просвещения и культуры на селе. Дай Бог ей дальнейшего развития и процветания.

 Я учусь в этой школе уже шестой год, и вот моё сегодняшнее мнение: школьный мир – это самый, что ни на есть настоящий мир, и мне нравится жить в этом мире!

 

 

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1.      Тетрадь воспоминаний ветерана педагогического труда Трофимова Г.Т..

2.      Н.Р. Романов. « Колхоз «Красное Сормово» (историко-этногафический очерк)»Ч, 1953.

3.      Альбом «Оринино», созданное и подаренное школе в 1965 году М.Моисеевым.

4.      Воспоминания старожилов педагогического труда.

5.      Краткая энциклопедия Моргаушского района. Чебоксары, 2002.

6.       Иванова Р.В. и Матросова М.Г. «Вернулся на Родину…Судьба поэта Романа Иванова». Чебоксары, 2008.

7.      Иванова Р.В. и Матросова М.Г. «Оринино: дорогие сердцу имена и образы». Чебоксары, 2007.

                  8 В.Д Данилов.  История Чувашии Ч., 2003

                  9.  Культура советской Чувашии. К 70-летию автономии республики. Ч., 1989.  

                  !0.  Ефимов Л.А. «Школьное образование в Чувашии в 1920-2000гг» Ч., 2003.

 

                    Сайты: школ Моргаушского района, отдела образования Моргаушского РОО и            

 

                    Министерства образования и молодежной политики ЧР

 

 

 

 

 

 

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллектив учителей в 50-е годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здание 1958г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учительский коллектив в 70-е годы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новое здание школы 1992г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодарность Орининской школе от выпускника школы

Енисеева М.К. доктора педагогических наук, профессора

 

 

 

 

 

 

 

 

Реквизиты
Rambler's Top100 TopList