System.Net.WebException: Сбой запроса с состоянием HTTP 404: Not Found. в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.ReadResponse(SoapClientMessage message, WebResponse response, Stream responseStream, Boolean asyncCall) в System.Web.Services.Protocols.SoapHttpClientProtocol.Invoke(String methodName, Object[] parameters) в EduServ.DataProcess.AddViewing(Int32 OrgId, Int32 Type, String ID, Int32 PageNum, String IP, String URL, String Refer) в c:\Windows\Microsoft.NET\Framework\v2.0.50727\Temporary ASP.NET Files\root\e04f9611\e2b8c6e0\App_WebReferences.lxvwvnmb.0.cs:строка 76 в MyUserControl.SaveView(PageType Type, String ID, Int32 PageNum) в e:\WWW\edu.cap.ru\App_Code\MyUserControl.cs:строка 126 Советы родителям / Сайт учителя истории и права Алексеевой В.И. / Портал образования ЧР
Версия для слабовидящих
Обычная версия сайта
  Размер шрифта:   Цветовая схема:   Изображения:
Портал образования Чувашии
 
Главное
Резюме
Методические разработки
Семейное право
Урок - игра Древняя Греция
Страничка для родителей
Советы родителям
Достижения моих учеников
Победители и призеры всероссийских олимпиад
Победители и призеры районных олимпиад
Победители и призеры республиканских олимпиад.
Победители и призеры творческих конкурсов
Странички для учеников
Демонстрационный вариант
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ ЗАДАНИЯ
Обществознание
Правовой статус школьника и проблемы, связанные с его реализацией
Термины по обществознанию
Творческие работы учащихся
ДЮСШ - одна из форм дополнительного образования детей
История моей семьи
Мои предки
Орининская школа: вчера, сегодня, завтра
Я поведу тебя в музей
Get Adobe Flash player
Советы родителям

Советы родителям

 

Зная природу ребенка, можно за­ключить, что всякое насилие, осо­бенно телесные наказания и избы­точная опека недопустимы в се­мье и крайне вредны как с педагогической, так и с психологической и биологической сторон и приводят к формированию негативных типов личности.

П. Ф. Лесгафт

 

Становление и развитие правово­го государства, в котором централь­ное место занимают ценности лично­сти и моральный облик граждан, за­висят, прежде всего, от воспитания молодого поколения. Поэтому в на­стоящее время остро ощущается не­обходимость в использовании всех воспитательных средств для разви­тия детей в духе уважения к челове­ческому достоинству и свободе.

Актуализация гуманистических и демократических ценностей общече­ловеческого значения сейчас не стала фундаментом для утверждения в се­мье и детском саду нравственно-пра­вовых отношений.  Именно в семье, в микросоциальной среде, где форми­руются первые правовые и нрав­ственные понятия, где происходит первоначальное становление ребен­ка как личности с определенным пси­хическим складом и общественными установками, заложены причины благополучия и неблагополучия дет­ства.

У дошкольников безусловное до­верие к родителям: их словам, по­ступкам, оценкам. Они являются при­мером для подражания и ориентиром в жизни. Дети, наблюдая за взаимо­отношениями взрослых, в играх вос­производят семейный уклад жизни, нравственные, правовые отношения.

Существуют семьи с демократичес­ким и авторитарным стилями обще­ния (А.В. Мудрик). Стиль доброже­лательных взаимоотношений являет­ся действенным методом нравствен­ного воспитания детей.

Родители для ребенка должны быть:

источником доброты, чуткости, любви и человеческого тепла;

близкими друзьями;

примером для подражания, авто­ритетом;

руководителями, высшей властью, судьями.

Принципы педагогики семейного воспитания основываются на демо­кратическом стиле отношений:

1. Доброжелательное отношение к ребенку на основе любви, ласки, об­щения;

2. Единство требований внутрисемейного и общественного воспита­ния;

3. Учитывать возрастные, индиви­дуальные, половые особенности де­тей;

4. Опираться на положительные качества детей.

К сожалению, большинство роди­телей придерживается авторитарно­го стиля поведения с детьми, не заме­чают в них человека, личность. Это может вызвать у ребенка страх пе­ред родителями, что заставляет их лгать, приспосабливаться, быть не­искренними. Нравственное сознание дошкольника находится в стадии ста­новления. Ему сложно ориентиро­ваться в своих чувствах и пережива­ниях, так как этому возрасту свой­ственно уникальное и уязвимое ка­чество души - доверие.

«Если человек безгранично дове­ряет другому, - писал В.А. Сухомлинский, - он в какой-то мере ста­новится беззащитным. Дорожить доверием значит дорожить и безза­щитностью ребенка».

Почти в каждой семье над детьми совершается насилие в том или ином виде:

ФИЗИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ явля­ется оскорблением ребенка. Это са­мый грубый и жестокий вид насилия. Оно давно осуждено педагогикой, запрещено Декларацией ООН о пра­вах ребенка, семейным кодексом. За­коном об образовании, однако, имеет место почти в каждой семье. Подвер­гаются ему в наибольшей степени беззащитные дети-дошкольники.

ПСИХИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Оно направлено на ослабление воли, вы­зывает страх и психический диском­форт у детей. Это:

ü                             словесное оскорбление - взрослый намеренно пытается обидеть ребен­ка, вызвать чувство психологическо­го дискомфорта при помощи грубых слов и сравнений. Как правило, взрос­лый не задумывается над последстви­ями своих слов;

ü                             публичное осуждение - унижение достоинства ребенка в присутствии посторонних, с целью сформировать определенное общественное мнение и отношение к нему окружающих;

ü                             шантаж - угроза, противоречащая нравственным и правовым нормам;

ü                             наказание трудом - посягательство на индивидуальность, унижение лич­ности ребенка;

ü                             лишение необходимых средств су­ществования для ребенка (пищи, воды, и т.д.), материальных благ и др. Это травмирует детскую психику ребенка.

Насилие в отношении детей в лю­бой форме и в любом месте не имеет оправдания. В соответствии с Кон­венцией ООН о правах ребенка, дети имеют право на физическую и лич­ную неприкосновенность, защиту от «всех форм физического или психи­ческого насилия». Все формы наси­лия вредны и могут оказать отрица­тельное воздействие на все стороны жизни ребенка. Такие дети страдают от пониженной самооценки, психичес­ких отклонений.

Кроме того, насилие порождает насилие. Ребенок, растущий в обстанов­ке насилия, склонен разрешать кон­фликты с другими детьми, взрослы­ми и самим собой насильственным путем.

Исходя из выше сказанного, рабо­та с семьями, с родителями становит­ся первоочередной задачей для пе­дагогов, воспитателей. Надо донести до каждой семьи достижения педаго­гики в правовом и нравственном от­ношении.

Формы и методы работы воспита­теля с родителями в этом направле­нии очень разнообразны. Это груп­повые и индивидуальные беседы с родителями, проведение общих ро­дительских собраний, привлечение родителей к непосредственной обще­ственной работе вместе с детьми, обя­зательная пропаганда нравственно - правовой воспитанности среди роди­телей.

В пропаганде должны участвовать и средства массовой информации:

необходимо создавать передачи, по­священные проблемам взаимоотношений родителей и детей. Периоди­ческая печать, причем не только пе­дагогические издания, должна постоянно рассматривать злободневные вопросы о насилии в семье.

Однако знания и осведомленность еще не означают правильного пове­дения. Это сложный процесс осозна­ния своих ошибок в воспитании, же­лание все изменить к лучшему и уси­лие воли.

Средства массовой информации, как одно из средств воздействия на сознание родителей, должны заста­вить задуматься о самом дорогом — о детях, а значит о будущем.

Недаром народная мудрость гла­сит: «Что посеешь, то и пожнешь».

 

 

ПРИЗНаки, ПО КОТОРЫМ СЛЕДУЕТ ЗАПОДОЗРИТЬ ПОТРЕБЛЕНИЕ ВАШИМ  РЕбенКОМ НАРКОТИКОВ

Основные признаки:

Ø                 следы от уколов и порезов (особенно на руках)

Ø                 наличие у ребенка (подростка) ложек и/или узких полых трубочек, шприцев и/или игл от них

Ø                 наличие капсул, таблеток, порошков, пузырьков из-под лекарственных или химических препаратов

Ø                 папиросы (особенно "Беломор") в пачках из-под сигарет

Ø                 расширенные или суженые зрачки

Ø                 нарушение речи, походки и координации движений при от­сутствии запаха алкоголя

 

Дополнительные признаки:

Ø                 лживость, изворотливость

Ø                 проведение времени в компаниях асоциального типа

Ø                 вымогательство и/или кража денег у окружающих

Ø                 нарушение сна

Ø                 телефонные разговоры (особенно "зашифрованные") с незнакомыми лицами

Ø                 частые беспричинные смены настроения

Ø                 внешняя неопрятность

Ø                 снижение успеваемости в учебном заведении

Ø                 пропажа из дома ценных вещей

Ø                 сужение круга интересов

Ø                 частый беспричинный кашель

 

Если у Вас возникли подозрения, то обязательно обращайтесь с ребенком к специалисту наркологу.

Не дайте себя убедить в том, что Ваши опасения беспочвенны! Недели и дни могут решить судьбу Вашего ребенка!

Не теряйте времени!

 

ВЫ УЗНАЛИ, ЧТО ВАШ РЕБЕНОК КУРИТ...

 

Узнав, что ребенок закурил, мы начинаем антитабачную кампанию так: выдираем его, как Сидорову козу, потом читаем мораль, а затем грозим, что он будет наказан еще страшнее, если не перестанет курить.

А нам надо: Начинать антитабачную (и антиалкогольную) пропаган­ду намного раньше, когда наше чадо еще бегает в коротких штанишках: работать на предупреждение. Используя любую жизненную ситуацию, из которой наглядно видно, что курение и алкоголь приносит организму вред, любую историю, увиденную по TV, - своими репликами расстав­лять акценты, показывать отношение к этим явлениям. Все услышанное накапливается у них в голове, как разрозненные кусочки мозаики, а потом из этих кусочков складывается единая картина - точка зрения.

Надо загодя создавать ребенку окружение, то есть с умом выбирать школу, класс, кружок или спортивную секцию - детский коллектив, где наш ребенок будет находить друзей. А потом надо работать с этим окружением: знакомиться с друзьями, приглашать их в дом, разговари­вать с ними, с кем-то ненавязчиво дружбу поощрять, кого-то ненавязчи­во отсекать. В 11-12 лет мнение сверстников более значимо для ребен­ка, чем мнение родителей. Подросток очень остро хочет быть «как все», то есть как все его друзья.

Как только ребенок дорос до 10-11 лет, надо переходить на другой уровень общения с ним. Это повысит его самооценку: он теперь взрос­лый, почти равный нам. Надо подчеркивать любую его успешность, вслух гордиться тем, что он делает хорошо, лучше многих. Появится собственное достоинство. А если есть собственное достоинство, легко можно сказать «нет»: «Ты хочешь курить, ну и кури, а я не хочу. Зато я сильнее тебя в спорте, лучше учусь, потому что у меня голова не от­равлена никотином и лучше работает». Собственное достоинство огра­ждает от любых вредных соблазнов. Подросток, у которого оно есть, не будет «на слабо» пить водку и не пойдет «на слабо» грабить киоск.

Но так уж случилось, что ребенок закурил: мы не успели поработать на предупреждение. Что делать теперь? Найти правильную форму для выражения своего отношения к этому событию! Подростки обычно бы­вают против не сути наших требований. Их возмущает форма предъяв­ления этих требований. Попробуйте поговорить с ним, как с взрослым, то есть дайте ему возможность самому принять решение. Подростки сейчас так жаждут все решать сами. Можно сказать: «Кури, но знай, что тебя ждет...» И дальше излагаем то, что произведет на наше чадо наи­большее впечатление: и про кислородное голодание развивающегося мозга, которое, конечно, не приведет к успехам в учебе, и про несо­вместимость курения и спорта... Девочкам - про маловесных, слабень­ких детей, которые рождаются у курящих мам, и про участь этих мам, которые не могут полноценно работать, делать карьеру, а бегают по врачам, лечат и лечат своих слабеньких деток... В общем, кури, но знай свою судьбу. И, как это ни покажется странным, подросток, которому позволили самому принять решение, делает правильный выбор.

 

 

Когда подросток собирается на вечеринку, родителям необходимо:

 

*    Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой. Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.

*    Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.

*    Обеспечить всех едой и развлечениями. Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.

*    Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.

*    Обсудить с ним детали предстоящей встречи: время, место вечеринки, количество приглашенных, предполагаемые занятия, с кем будет возвращаться домой.

*    Особый запрет должен быть на алкоголь и наркотики.

*    Объяснить, что на вечеринку нельзя приводить малознакомых людей.

*    Обеспечить всех едой и развлечениями.

*     Решительно противиться тому, чтобы гости употребляли алкоголь и табак.

*    Объяснить детям, что они должны следить за порядком в доме во время вечеринки.

 

Чего не должны делать родители:

(если Ваш ребенок вырос)

 

*    Считать нормой курение или пьянство.

*    Предлагать алкоголь и табак детям, не достигшим совершеннолетия.

*    Финансировать или давать детям разрешение на действия, которые нельзя проконтролировать.

*    Унижать ребенка, демонстративно обыскивая карманы, обнюхивая, осматривая его руки.

*    Срывать на ребенке, накопившееся раздражение.

*    Впадать в уныние, если ребенок замечен в употреблении алкогольных напитков, и первая попытка исправить положение не удалась. Ребенок должен знать, что родители его любят, он им нужен.

*    Ждать принудительных мер от школы или представителей закона в отношении ребенка.

*    Отчаиваться, решив, что все кончено. Безнадежных случаев не бывает.

 

Советы родителям

Как помочь детям подготовиться к экзаменам?

©   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

©   Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".


©   Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

©  Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

©   Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

©   Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

©   Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

©   Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административная и уголовная ответственность родителей

 

 

Административная ответственность

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

ü                                                    в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;

ü                                                    за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача;

ü                                                    за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения;

ü                                                    за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.

 

Уголовная ответственность

В Уголовном кодексе предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

ü                                                    за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение пре­ступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;

ü                                                    за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;

ü                                                    в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

ü                                                    за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жесто­ким обращением;

ü                                                    за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолет­ними детьми (до 14 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три памятки для родителей всех возрастов

1. Нет ничего важнее.         

Как часто и как преступно мы забываем об этом, пренебрегая собой, разрушая себя. После здоровья их собственного, нет ничего важнее для наших детей, чем наше, родительское здоровье.        

Ребенок имеет право на здоровых родителей, право священное, как право на жизнь. И дело далеко не только в здоровой наследственности. Ребенку нужна наша свежесть, бодрость и жизнерадостность. ясность нашего рассудка, живость реакций, острота интуиции, неутомимость, запас сил!        

Наше здоровье нужно ему надолго, на целую жизнь. Оно будет нужно ему и в его взрослом расцвете и нашей старости, когда уже отпадут прежние заботы, и он станет (будем надеяться) сильным, самостоятельным и независимым. И не в том только дело, что нам, весьма вероятно, предстоит еще стать бабушками и дедушками, со всеми вытекающими отсюда последствиями и нагрузками, требующими немалой энергии... Если ребенок вырастет душевно нормальным, то есть. Помимо прочего, будет нас любить, то наше нездоровье будет тяжело его ранить, прибавит немало боли — все точно так же, как и для нас при его нездоровье. Ну, может быть, конечно, и не так сильно, и лучше, если не так... Этих лишних страданий может не быть, если смотреть вперед, охватывать жизнь в целом и главном — если мы научимся каждый день видеть в своем здоровье драгоценнейшее богатство ребенка.                 

 

2. Если здоровья нет.         

Невесело, что и говорить... Но не причиняла тоски и отчаяния. Не повод для бесплодного само угрызения и отступления от посильных обязанностей...        

Не все от нас зависит, не все в наших силах, не все можно предусмотреть. Не всем дается здоровье даже при правильнейшем образе жизни. Полное гармоническое здоровье — вообще крайняя редкость, как и безупречная наследственность. Но посмотрим вокруг, сравним... Не так уж мало людей тяжело больных, хроников, инвалидов, оказываются, тем не менее, Прекрасными родителями прекрасных детей. “В здоровом теле—здоровый дух”? Да, но далеко не всегда. Вы можете иметь какой угодно физический недостаток и любую болезнь, можете быть прикованы к постели, не в состоянии обслужить не только ребенка, но и себя — и все равно ваш ребенок может быть с вами вполне счастливым, здоровым и не желать никакой другой мамы или другого папы. Ваш оптимизм, ваша воля, ваше понимание и участие в его жизни — любовь само собой — вот что ему нужнее всего. “Здоровье всему голова” — читается и наоборот.                  

 

3. Если нет и душевного здоровья.         

...Тоже не повод — ни для отчаяния, ни для отступления. Абсолютная уравновешенность, мозг, работающий как автомат, жизнь без тревог и душевной боли, без заблуждений, без срывов — возможно ли это? А если даже возможно, то хорошо ли, нормально ли?.. Гармоническое, безупречное душевное здоровье встречается еще реже, чем полнота здоровья физического, и стократ трудней достигается. Но не все сводится к состоянию нервов. И самый отлаженный мозг может работать впустую или во зло, и самая уравновешенная психика — не залог счастья и успеха в водительстве.        

Есть люди, психически больные, но тем не менее духовно здоровые: люди, при всех обстоятельствах и при любом самочувствии живущие не только ради себя: люди, не теряющие способность любить и верить; люди, не прекращающие мыслить и развиваться, как бы трудно им ни было,— люди не ограниченные. И у таких больных больше шансов вырастить счастливых, гармоничных детей, чем у иных здоровых. 

Духовное здоровье — это здоровье в здоровье и здоровье в болезни. Это преодоление ограниченности Всех видов: и ограниченности ума и сил человеческих, и ограниченности самого здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Права родителей в школе

Родители - это первые педагоги. Так гласит статья 18 Закона Российской Федерации "Об образовании»". Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте.

 

 

Какие права имеют родители школьника. Родители – это первые педагоги. Так гласит статья 18 Закона Российской Федерации «Об образовании». Родители обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности в раннем детском возрасте. На родителях в соответствии с Семейным Кодексом РФ лежит ответственность за воспитание и развитие своих детей, обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом духовном развитии. Родители обязаны обеспечить получение ребенком основного общего образования. За отказ или препятствование получению ребенком основного общего образования родители (или один из них) могут быть подвергнуты административному наказанию (предупреждение или штраф от 100 до 500 рублей).

 Однако не все родители знают, что кроме обязанностей есть еще и ряд правомочий, пользоваться которыми необходимо в интересах собственных детей и в целях получения ими качественного и полноценного общего образования.

 

 Выбираем школу.

Поступление в первый класс – ответственный шаг не только для молодого гражданина, но и в гораздо большей степени – для его родителей. Основное право родителей, закрепленное в Конституции РФ – это право выбирать общеобразовательное учреждение и формы обучения детей до получения ими основного общего образования. Только родители решают, где получать общее образование их ребенку: в государственной, муниципальной или негосударственной школе, лицее, гимназии. Только родители вправе делать выбор между традиционным обучением в школьных стенах или на дому: в форме семейного образования, самообразования, экстерната. При этом этот выбор должен быть сделан с учетом мнения ребенка.

 Если выбор сделан в пользу семейного обучения, то ребенок вправе проходить промежуточную и итоговую аттестацию в общеобразовательном учреждении, а на любом этапе вправе по решению родителей продолжить обучение уже за школьной партой.

 Как правило, родители выбирают школу поближе к дому, однако в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, они вправе выбрать понравившуюся школу (в том числе государственную или муниципальную) и на территории другого района. При этом детям, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. Типовое положение об общеобразовательном учреждении устанавливает максимальную наполняемость классов – 25 человек.

 

 По уставу.

При приеме в любое образовательное учреждение (любого типа, вида и формы собственности) родителям обязаны предоставить для ознакомления устав образовательного учреждения, лицензию на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения, а также по желанию родителей ознакомить с иными документами, регламентирующими образовательный процесс. Это могут быть, прежде всего, учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий.

 Что можно почерпнуть из знакомства с этими документами? Школьный устав является локальным документом, непосредственно определяющим права и обязанности участников образовательного процесса: обучающихся, педагогических работников, родителей. Устав не может противоречить действующему законодательству, он призван уточнять общие нормы применительно к участникам образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

 Так, школьный устав обязательно должен содержать указания на наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения, его учредителя, организационно-правовую форму, типы и виды реализуемых образовательных программ. В уставе закрепляются и основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание, порядок приема обучающихся, воспитанников, продолжительность обучения на каждом этапе обучения, порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников, система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения, режим занятий обучающихся, воспитанников, наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе).

 Если отношения с родителями обучающегося оформляются договором, то это также должно быть указано в уставе. Из устава вы можете узнать, каким образом школа должна использовать имущество, переданное учредителем, каковы источники финансирования деятельности школы, каков порядок осуществления учреждением предпринимательской деятельности и на что направляются полученные средства, нет ли запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением.

 Если вы отдаете ребенка в негосударственное общеобразовательное учреждение, непременно ознакомьтесь с лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации. Только эти документы позволяют учреждению выдавать аттестаты государственного образца и обязывают школу обучать по государственному стандарту. Обратите внимание на сроки действия данных документов.

 Вся эта информация не только открыта для родителей, но и в обязательном порядке должна быть предоставлена им для ознакомления.

 

 По праву.

В ходе осуществления образовательного процесса иногда возникают ситуации, требующие вмешательства родителей. В соответствии с действующим законодательством, только с согласия или по запросам родителей:

открываются группы продленного дня,

открываются компенсирующие классы (по согласованию с учредителем), осуществляется перевод неуспевающих детей в такие классы,

вводится профильное обучение по различным профилям и направлениям (при наличии соответствующих условий),

проводится профессиональная подготовка обучающихся (в качестве дополнительной образовательной услуги),

обучающиеся привлекаются к труду, не предусмотренному образовательной программой,

производится перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения в случае ликвидации или реорганизации.

 Если ребенок не освоил программу учебного года и имеет задолженность по двум и более предметам, то именно родители выбирают один из трех возможных путей: оставление на повторное обучение (на второй год), перевод в классы компенсирующего обучения или продолжение обучение в форме семейного образования.

 Также именно родители совместно с органами местного самоуправления (районной или городской администрацией) обязаны принять меры к трудоустройству или продолжению обучения в другом образовательном учреждении ребенка, которого исключили из школы. Исключение из школы – это исключительная мера педагогического воздействия, и допускается она только по отношению к детям старше 14 лет за совершение ими противоправных действий, грубых и неоднократных нарушений школьного устава.

 

 Министерство образования и науки РФ неоднократно обращало внимание на нарушения в области законодательства об образовании, в том числе и отчисления учащихся моложе 14 лет, не получивших основного общего образования. Зачастую это оправдывается «согласием» родителей, однако не учитывается, что родители дают такое согласие под давлением педагогов, директора школы (см. Приказ Министерства образования РФ от 2 июня 1994 года, № 179)

 

 Иные права.

В соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении, родители имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Форма участия закрепляется уставом. Они могут входить в совет образовательного учреждения или участвовать в его собраниях, быть членами родительского комитета, вносить предложения и замечания администрации образовательного учреждения. Образовательное учреждение в свою очередь обязано извещать родителей об общих собраниях, их решениях, предоставлять слово родителям на общем собрании, рассматривать предложения и жалобы родителей.

 Законом об образовании предусмотрена такая общественная структура, как общее собрание родителей, которой предоставляется право своим решением подать рекламацию в государственную аттестационную службу (Федеральная служба по надзору в сфере образования) о неудовлетворительном качестве образования в данном учреждении. Данная рекламация является одной из основных форм государственного контроля за качеством образования, и родители принимают в процедуре контроля непосредственное участие. Данную рекламацию можно подать только в отношении образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию.

 Остальные права и обязанности участников образовательного процесса закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения и в заключенном договоре на обучение. При этом необходимо помнить, что образовательное учреждение самостоятельно решает вопросы, касающиеся организации учебного процесса в соответствии с уставом, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации: выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, подбор, прием на работу и расстановка кадров, режим обучения в соответствии с санитарно-гигиеническим нормами. Общеобразовательное учреждение также самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и уставом общеобразовательного учреждения. Эти и другие полномочия закреплены в исключительной компетенции образовательного учреждения (см. Закон РФ «Об образовании», статья 32, а также в Типовом положении об образовательном учреждении).

 

 За знаниями – в карман.

Многих родителей интересует вопрос взимания платы за обучение в «бесплатной» муниципальной школе. Ни многочисленные разъяснения, ни громкие судебные процессы последних лет не смогли убедить администрацию отдельных школ в неправомерности взимания платы за обучение в рамках государственного стандарта. Так, не допускается привлечение средств родителей на деление классов на подгруппы при реализации основных общеобразовательных программ, на реализацию программ повышенного уровня лицеями, гимназиями, так как эти программы они реализуют в соответствии со своим статусом, на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программ.

 

 Конечно, не всякий родитель сможет определить, что входит в основную программу, а что нет. Для этого государством разработан Государственный стандарт общего образования. Каждый субъект Российской Федерации и каждое общеобразовательное учреждение вправе дополнять его «своим» компонентом, тем не менее, все занятия в рамках государственного стандарта в государственных и муниципальных школах – бесплатные. Текст государственного стандарта опубликован, и каждый желающий может с ним ознакомиться (см. www.ed.gov.ru, www.edu.ru, www.lexed.ru).

 Вышесказанное вовсе не означает, что общеобразовательные учреждения вообще не вправе оказывать платные услуги. Утвержденные Правительством РФ Правила оказания платных образовательных услуг относят к платным услугам, например, преподавание спецкурсов, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов, подготовка к поступлению, кружки, студии, секции и др.

 Напоследок отметим, что плата за дополнительные образовательные услуги (за рамками государственного стандарта) должна перечисляться на соответствующие счета общеобразовательного учреждения (см. Письмо Минобразования от 27 июня 1995 года № 48-М) Охрана помещений, проведение ремонтных работ, приобретение предметов интерьера и хозяйственного инвентаря могут приобретаться (в том числе) за счет добровольных пожертвований родителей и иных лиц. Никто не вправе принуждать родителей к таким «добровольным» взносам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реквизиты
Rambler's Top100 TopList