ВЫСКАЗЫВАНИЯ И.Я. ЯКОВЛЕВА,
ИМЕЮЩИЕ АКТУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРЫ
Мотивы просветительской деятельности
(о состоянии культуры, требующем действий)
«…Нельзя смотреть без боли в сердце и мучения на их убожество, невежество, крайнюю бедноту и скудость материальную, а тем более духовную…» (1883).
«У … образованных народов существуют книги на их родном языке. Почему же, думалось мне, нет таких книг на чувашском языке у чуваш?.. Мне было досадно и обидно».
«[СЧУШ —] учебное заведение, откуда должен был бы исходить свет, разгонявший тьму, висевшую над родным мне чувашским народом».
Стратегические цели культурно-просветительской деятельности
«Ильминский [наставник Яковлева] проводил ту мысль, что инородцы… входят в состав всего человечества… надо привить им все то хорошее, что есть у русских, сохранив у них все их хорошее, историческое, национальное».
«“Национальная идея” развития инородцев есть идея их духовного объединения и слияния с русским народом».
(1908).
О методах работы, культуре и кругозоре учителя
«Н.И. Ильминский поощрял мои посещения выставок, картинных галерей, музеев…». «Производила на меня очень сильное впечатление опера, т.е. пение с оркестром».
«Для успешного проведения какого-либо нравственно-воспитательного начала необходимо делать всё деликатно, осторожно, подавая личный пример, сообразуясь с той средой, к которой относишься, а отнюдь не насилием, не принуждением, не искусственными мероприятиями».
«Недостаточно было, однако, построить здания училищ и церкви, посадить в училища более или менее подходящих учителей, священников и т.п. Надо было … сделать их жизнь возможно удобнее, культурнее, для того, чтобы они ценили свою службу и подавали бы пример окружающему населению».
О способностях чувашей
«Я всегда был убежден и веровал, что чуваши богом не обижены, не менее способны, чем русский простой народ. Если они доселе не представили выдающихся деяний, то можно сказать, что не было благоприятных условий. Я всегда видел доказательства, что чуваши во всех областях могут с успехом заниматься науками и искусствами, в том числе музыкой и литературой» (1917).
«Чувашский народ оправдал надежды, мною на него возлагавшиеся» (1919).
Духовная сила чувашской школы и народа
«Но школа недаром же таила в себе такие идеалы, что всего, составляющего демократическую её душу, уничтожить, исказить, опозорить не удалось».
«…Это было учебное заведение, ведавшее специально духовно-нравственные потребности, интересы чуваш, как самостоятельного народа, доказавшего за время пятидесяти лет свою способность к восприятию общехристианской, общерусской культуры».
Сильная сторона национального единства чувашских школ
«Теперь, по уничтожении должности [инспектора чувашских школ учебного округа], они выйдут из этой органической связи между собою… рискуют потерять то единство направления и дух, которым они отличались и которым были сильны».
(1903).
О необходимости поднимать уровень просвещённости, развивать национальное просвещение
«Дело просвещения инородцев далеко не может считаться вполне завершенным... нужны дальнейшие усилия; возникают новые не менее трудные задачи ...» (1903).
«Покупая [для своей школы] библиотеку Износкова, я имел в виду взгляды Н.И. Ильминского на подобного рода собрания книг и документов, которым он придавал значение как материалам для будущей истории».
«Необходимо создать в Симбирске особый учительский институт для чуваш…» (1919).
«Несколько лет тому назад мне пришла в голову мысль положить на длинный период времени тысячу рублей… можно было бы создать чувашский университет»; «У меня была мысль отправлять более способных чуваш… в английские университеты – Кембриджский и Оксфордский…»
Дифференциация разных видов духовных и культурных ценностей
«В Симбирской чувашской школе было введено со временем и светское пение. Но я всегда стоял за то, чтобы на первом месте стояло хоровое пение церковно-богослужебных, духовных песнопений, как имеющее религиозно-воспитательное значение».
«Переводились при моём участии и обработке отдельные части Библии. При этом я имел в виду не одни религиозные, но и культурно-образовательные цели…»
«Инородцы России: их роль» в культуре и условия существования
«…Можно учредить такое монархическое правление, при котором одинаково хорошо будет житься всем подданным, всем народностям, всем вероисповеданиям…»
«На этом обеде сошлись инородцы – сын мой, чуваш, Плевако (киргиз или калмык) и Ключевский (отец которого был из мордвы, а мать русская). По этому поводу Плевако сострил, сказав, что сошлись истинно русские люди».
Отношения с меценатами
«…Ему все казалось, что [Симбирск] это глухой, отсталый, провинциальный угол, где о культуре, искусстве и т.п. не имеют никакого понятия, куда жертвовать что-либо по этой части поэтому не стоит».
Тактика (политика) И.Я. Яковлева:
скромность и понимание собственной роли в истории
«Лично я засел в мою Чувашскую школу и ничем, кроме нее не интересовался».
«Мотивы, или идеи, воодушевляющие меня, мельче и ỳже» (1875).
Ближе к концу жизни говорил о «деле чувашского просвещения», «чувашско-просветительном деле», о «моих чувашских преобразованиях».
Выборка из личного архива проф. М.Г. Кондратьева.
По опубликованным и архивным источникам.
22.03.2008
|