Элективный курс «Решение задач с параметрами»
Разработанный курс направлен на решение следующих задач:
1. Формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету;
2. Выявление и развитие их математических способностей;
3. Подготовка к ЕГЭ и к обучению в вузе
Пояснительная записка
Целью профильного обучения, как одного из направлений модернизации математического образования является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к продолжению образования.
Основным направлением модернизации математического школьного образования является отработка механизмов итоговой аттестации через введение единого государственного экзамена. В заданиях ЕГЭ по математике с развернутым ответом (часть С), а также с кратким ответом (часть В), встречаются задачи с параметрами. Обязательны такие задания и на вступительных экзаменах в вузы.
Появление таких заданий на экзаменах далеко не случайно, т.к. с их помощью проверяется техника владения формулами элементарной математики, методами решения уравнений и неравенств, умение выстраивать логическую цепочку рассуждений, уровень логического мышления учащегося и их математической культуры.
Решению задач с параметрами в школьной программе уделяется мало внимания. Большинство учащихся либо вовсе не справляются с такими задачами, либо приводят громоздкие выкладки. Причиной этого является отсутствие системы заданий по данной теме в школьных учебниках.
В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса для старшеклассников по теме: «Решение задач с параметрами».
Многообразие задач с параметрами охватывает весь курс школьной математики. Владение приемами решения задач с параметрами можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Задачи с параметрами дают прекрасный материал для настоящей учебно-исследовательской работы.
Цель курса
· Формировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ и к обучению в вузе.
· Изучение курса предполагает формирование у учащегося интереса к предмету, развитие их математических способностей, подготовку к ЕГЭ, централизованному тестированию и к вступительным экзаменам в вузы
· Развивать исследовательскую и познавательную деятельность учащегося.
· Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
В результате изучения курса учащийся должен:
· усвоить основные приемы и методы решения уравнений, неравенств систем уравнений с параметрами;
· применять алгоритм решения уравнений, неравенств, содержащих параметр,
· проводить полное обоснование при решении задач с параметрами;
· овладеть исследовательской деятельностью.
Структура курса планирования учебного материала
Темы:
I. Первоначальные сведения. 2ч
II. Решения линейных уравнений, содержащих параметры. 2ч
III. Решения линейных неравенств, содержащих параметры. 2ч
IV. Квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметры. 7ч
V. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами. 4ч
VI. * Тригонометрия и параметры. 2ч
Иррациональные уравнения. 2ч (9 класс)
VII. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметры.
Рациональные уравнения. 2ч (9 класс)
VIII. * Производная и ее применения. 4ч
Графические приемы решения. 2ч
IX. Нестандартные задачи с параметрами. 6ч
§ количество решений уравнений;
§ уравнения и неравенства с параметрами с некоторыми условиями
X. Текстовые задачи с использованием параметра. 4 ч
* - для курса 11 класса
Краткое содержание курса
I. Первоначальные сведения.
Определение параметра. Виды уравнений и неравенств, содержащие параметр.
Основные приемы решения задач с параметрам.
Решение простейших уравнений с параметрами вида
Цель: Дать первоначальное представление учащемуся о параметре и помочь привыкнуть к параметру. К необычной форме ответов при решении уравнений.
II. Решение линейных уравнений (и уравнений приводимых к линейным), содержащих параметр.
Общие подходы к решению линейных уравнений. Решение линейных уравнений, содержащих параметр.
Решение уравнений, приводимых к линейным.
Решение линейно - кусочных уравнений.
Применение алгоритма решения линейных уравнений, содержащих параметр.
Геометрическая интерпретация.
Решение системных уравнений.
Цель: Поиск решения линейных уравнений в общем, виде; исследование количества корней в зависимости от значений параметра.
III. Решение линейных неравенств, содержащих параметр.
Определение линейного неравенства.
Алгоритм решения неравенств.
Решение стандартных линейных неравенств, простейших неравенств с параметрами.
Исследование полученного ответа.
Обработка результатов, полученных при решении.
Цель: Выработать навыки решения стандартных неравенств и приводимых к ним, углубленное изучение методов решения линейных неравенств.
IV. Квадратные уравнения, содержащие параметр.
Актуализация знаний о квадратном уравнении. Исследования количества корней, в зависимости от дискриминанта. Использование теоремы Виета. Исследование трехчлена.
Алгоритм решения уравнений.
Аналитический способ решения.
Графический способ.
Классификация задач, с позиций применения к ним методов исследования.
Цель: Формировать умение и навыки решения квадратных уравнений с параметрами.
V*. Показательные и логарифмические уравнения, содержащие параметр.
Рациональные уравнения 2ч (9 класс)
Свойства степеней и показательной функции. Решение показательных уравнений и неравенств, содержащих параметры.
Свойства логарифмов и логарифмической функции. Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметрами.
Цель: Сформировать умение решать показательные и логарифмические уравнения и неравенства с параметрами, рациональные уравнения
VI*. Тригонометрия и параметр.
Иррациональные уравнения 2 ч (9 класс )
Использование основных свойств тригонометрических функций в задачах с параметрами. Тригонометрические уравнения, содержащие параметр.
Тригонометрические неравенства, содержащие параметр.
Область значений тригонометрических функций.
Цель: Сформировать умение использования свойств тригонометрических функций при решении тригонометрических уравнений и неравенств с параметрами.
Исследование дробно-рациональных уравнений, содержащих параметры.
VII. Свойства квадратичной функции в задачах с параметрами.
Область значений функции.
Область определения функции.
Монотонность. Координаты вершины параболы.
Цель: Познакомить с многообразием задач с параметрами.
VIII*. Производная и ее применение.
Касательная к функции.
Критические точки.
Монотонность.
Наибольшие и наименьшие значения функции.
Построение графиков функций.
Цель: Познакомить учащихся с типом задач с параметрами на применение методов дифференциального исчисления.
IX. Нестандартные задачи.
Х. Текстовые задачи с использованием параметра.
Планирование
(34 часа)
№ урока |
Тема |
1 |
Основные понятия уравнений с параметрами |
2 |
Основные понятия неравенств с параметрами |
3-4 |
Уравнения с параметрами (первой степени) |
5-6 |
Неравенства с параметрами (первой степени) |
7-11 |
Уравнения с параметрами (второй степени) |
12-14 |
Неравенства с параметрами (второй степени) |
15-16 |
Рациональные уравнения с параметрами |
17-18 |
Графические приемы при решении |
19-20 |
Свойства квадратичной функции |
21-23 |
Текстовые задачи с использованием параметра |
24-25 |
Иррациональные уравнения с параметрами |
26-28 |
Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем |
29-30 |
Уравнения и неравенства с параметрами с различными условиями |
31-32 |
Нестандартные задачи |
33 |
Итоговая контрольная работа по курсу |
34 |
Защита индивидуальных проектов |
Заключение
Введение элективного курса «Решение задач с параметрами» необходимо учащимся в наше время, как при подготовке к ЕГЭ, так и к вступительным экзаменам в вузы. Владение приемами решения задач с параметрам можно считать критерием знаний основных разделов школьной математики, уровня математического и логического мышления.
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, применяемых в исследованиях и на любом другом математическом материале. Именно такие задачи играют большую роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников, Поэтому учащиеся, владеющие методами решения задач с параметрами, успешно справляются с другими задачами.
Литература
1. Крамор В.С. Математика. Типовые примеры на вступительных экзаменах. - М.: Аркти, 2000.
2. Математика для поступающих в вузы //Сост. А.А.Тырымов. – Волгоград: Учитель, 2000.
3. Математика. Задачи М.И.Сканави. - Минск; В.М.Скакун,1998г.
4. Математика. «Первое сентября».№ 4, 22, 23-2002 г; №12,38-2001 г
5. Нырко В.А.,Табуева В.А. Задачи с параметрами. - Екатеринбург; УГТУ,2001.
6. Ястребинецкий Г.А. Задачи с параметрами. – М. Просвещение, 1988г
7. Потапов М.К., Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Уравнения и неравенства с параметрами. Издат МГУ, 1992г
8. Горбачев В.И. Методы решения уравнений и неравенств с параметрами, Брянск, 1999
9. Материалы по подготовке к ЕГЭ 2001-2005 г