«Умение превратить в радость»
Методический семинар
«Воспитание- это прежде всего постоянное духовное общение учителя и ребенка...»
В. А. Сухомлинский
Каждый педагог - творец нескольких сотен судеб. Как в кузнице, куется счастье наших воспитанников.
Дети любят учиться, но необходимо добавить: хорошо учиться. Учение - это труд, а труд от слова "трудно". Успех в учении - единственный источник внутренних сил для преодоления трудностей. Прочные знания - результат упорного, настойчивого труда. Как выработать привычку, стремление к преодолению возможных трудностей? Словом, как обеспечить успех в учебе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению? Верно, писал В.А. Сухомлинский: "Напрасный безрезультативный труд и для взрослого становится постылым, бессмысленным, а мы имеем дело с детьми". Успех - это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Бороться за успех в учении - значит учить детей учиться, воспитывать организованность, самостоятельность, ответственность, дисциплину труда.
За время работы в школе, я заметила, что традиционные методы передачи детям готовых знаний приводят к появлению стереотипов мышления.
"Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить", - говорил немецкий педагог XIX в. А. Дистервег. Возникает проблема: как организовать детей, чтобы умение превратилось для них в радостный процесс познания?
В наш век стремительно развивающихся технологий, очень сложно выделить для себя какую - либо одну приоритетную.
Мне кажется, что поиск и выбор оптимальных методов и приемов обучения будет необходим всегда. Сами по себе вне системы, они не могут быть ни хорошими, ни плохими. Почему? Позволю себе сравнение с сетью. Вот нить - незатейливая вещь. А вот - обычный узел. А теперь перевяжем нити узлами - получилась сеть. С ней можно и рыбу ловить и сделать ограду, изготовить гамак или придумать еще что-нибудь. Какая польза от того, что каждая нить не просто сама по себе?
Ребенку и подростку не нужны обучение и воспитание как особым образом организуемые взрослыми виды работы, общения, поведения, взаимоотношения. Ему нужны естественные для него действия, в которых он сам экспериментирует и ищет, находит и реконструирует. Доверяя ребенку на уроке свободу действия, мы учим его принимать личные решения, адаптироваться к поведению других учащихся на уроке, к ситуациям, которые возникают на уроке, учим умению слушать и слышать своих одноклассников, оценивать их и себя в сравнении, завоёвывать авторитет у товарищей и учителя. То есть не урок его учит и воспитывает, а он сам учится и воспитывается на тех ситуациях, из которых и складывается жизненный путь или "траектория творческого развития" (новый термин и очень модный). На мой взгляд, именно такую возможность дает технология проектного обучения.
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
· самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
· учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
· приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
· развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
· развивают системное мышление.
Использование в педагогической практике новых информационных технологий открывают совершенно новые технологические варианты, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций. Они направлены на достижение следующих целей:
· формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
· формирование личности информационного общества;
· максимальное усвоение учебного материала;
· формирование исследовательских умений, умений самостоятельно принимать оптимальные решения.
Не правда ли цели проектного обучения и новых информационных технологий совпадают? Так почему же их не использовать совместно?
Компьютер на уроках позволяет моделировать физические явления и процессы, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории. Ученик может исследовать явления, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Например, меняя массу тела, он может проследить за изменением силы трения и т.д. Следовательно, ученик может найти ответы на проблемные вопросы проекта.
Второе направление использования компьютера в обучении физики – контроль и обработка данных физического эксперимента, а также программная поддержка курса. На каждом конкретном уроке могут быть использованы определенные программы, исходя из целей урока, при этом функции учителя и компьютера различны. При этом компьютерные технологии будут использоваться для повышения мотивации обучения на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний. Там где есть желание – там есть результат.
Использование на практике технологии проектного обучения позволяет школьникам и учителю увидеть результаты своего труда т.к. они материальны, т.е. оформлены (видеофильм, альбом, электронная газета, альманах и т.д.).
Анализируя свою работу по данной технологии (пусть за короткое время), сделала определенные выводы:
- любое задание требует от ученика не механического действия, а осмысленного решения;
- знания, добытые самим учеником, лучше воспринимаются и усваиваются;
- учащиеся успешно усваивают программу;
- у детей развивается память, мышление, внимание
Мои ученики готовы к сотрудничеству, ценят общение, свободны и верят в себя. Они искренни со мной и друг с другом, между нами доверительные отношения.
…. Я учитель …. …
«Жизнь - бесконечное познанье.
Труд, творенье, дорога…
И я иду … И впереди -
Дорога, ночь и звезд мерцанье…»