Тема: « Развитие информационной культуры школьника»
Цель: Разработка модели единой информационной среды школы направленной на формирование информационной культуры учащихся.
Задачи: 1. Повышение компетентности учителя в области вопроса формирования информационной культуры учащихся
2. Построение модели единой информационной среды школы
План.
1. Вступление
2. Практическое задание № 1 Определение какие информационные навыки развивает учебная форма деятельности. Определите по каким учебным информационным навыкам у Вас уже есть разработанный дидактический материал, по развитию каких учебных навыков Вы бы хотели начать работу.
3. Практическое задание №2 Составление модели единой информационной среды школы
Вступление
В условиях информатизации общества современная система образования призвана формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания. Особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной культуры учащихся. Педагог должен не только сам владеть информационными знаниями и умениями, но и передавать их учащимся, формируя особый тип культуры- информационную культуру личности. Только информационная культура открывает современному человеку доступ к накопленным информационным ресурсам общества.
Практическое задание №1.
Определите какие информационные навыки развивает учебная форма деятельности. Определите по каким учебным информационным навыкам у Вас уже есть разработанный дидактический материал, по развитию каких учебных навыков Вы бы хотели начать работу.
1. активное слушание
2. мозговой штурм
3. составление планов изучения темы
4. просмотр видеофрагмента по изучаемой теме без специальных заданий
5. усвоение нового материала через сравнение двух или более объектов, процессов, явлений
6. самостоятельное изучение нового материала на уроке с использованием информационной карты урока
7. выполнение заданий по изучаемой теме в тестовой форме
8. буквенный диктант( ученик записывает только первые буквы терминов или понятий в том порядке, в котором учитель их произносит)
9. «перевод с русского на русский» ( пословицы или поговорки записанные с помощью терминов, перевести в обычную форму)
10. сравнить два близких понятия по смыслу, найти сходство
11. сравнить объекты, модели, карточки с рисунками, найти общее или разное
12. найти смысловую ошибку в тематическом тексте
13. составить 5 предложений с одним и тем жэ термином или понятием так, чтобы остальные слова в этих предложениях не повторялись
14. починить цепочку- задание на написание слов в определенном смысловом порядке
15. назвать одним словом ( несколько слов одним понятием или термином)
16. решить смысловое уравнение с двумя неизвестными (_________паразитизм, а лишайник________)
17. корректурная проба( в тексте написанном без пропусков между словами найти необходимые термины или слова)
18. заполнить слепой текст с пропущенными словами или цифрами
19. составить систему понятий
20. прочитать диаграмму
21. упростить предложение без потери смысла
22. сопоставить текст с рисунком: Что не написано в тексте? Что не изображено на рисунке:
23. придумать и записать вопросы к параграфу, рисунку провести самостоятельно исследования в виде эксперимента по заданному алгоритму
24. создать презентацию к изучаемой теме по плану, данному учителем
вывод:
Развитие информационной культуры школьника возможно только при условии слаженной целенаправленной работы всего педагогического коллектива одновременно. Для этого необходимо разработать модель единой информационной среды школы направленной на формирование информационной культуры учащихся.
Практическое задание №2 : Составление модели единой информационной среды школы
Задачи для работы в группах:
1. определить функции каждого элемента информационной среды
2. составить модель единой информационной среды школы
Элементы модели единой информационной среды школы
- библиотека
-Компьютерный класс
- школьное научное общество
- учебный кабинет
- методический совет
- методическое объединение
- временная творческая группа
- методический семинар
Предполагаемые функции каждого элемента
1. Создание информационного банка дидактических материалов
2. Анализ качества работы информационной среды школы
3. Анализ овладения учителями технологий формирующих ИК учащихся
4. Подготовка дидактического материала для обучения учащихся основам ИК
5. Подготовка методического материала для обучения школьников основам ИК
6. Обмен опытом работы педагогов по развитию ИК
7. Осуществление стратегического планирования работы на год
8. Распространение опыта работы среди учителей школы и района
9. Внедрение в практику работы технологий развивающих ИК
Ожидаемые результаты
1. переход учителей на обучение по технологиям формирующим информационную культуру учащихся
2. Сокращение интеллектуальных и временных затрат учащихся на выполнение домашних заданий
3. Повышение качества знаний за счет овладения более продуктивными приемами учебного труда
Проект решения :
1. Организовать работу по модели единой информационной среды школы
2. Провести в апреле методическую неделю « Школа информационного комфорта»
3. Начать формирование банка дидактических материалов
4. Разместить материалы педсовета на школьном сайте