Тема: Повторение изученного о словосочетании и предложении.
Эпиграф урока: «Не позволяй душе лениться!»
Тип урока: Обобщение и контроль знаний.
Цель:
1) обобщение, систематизация изученного;
Задачи:
1) закрепить приобретенные учащимися умения и навыки;
2) активизировать орфографическую и пунктуационную зоркость;
3) способствовать развитию эмоциональной, интеллектуальной и мотивационной сфер личности учащихся
Методические приемы: самостоятельная работа учеников, занимательные задания.
-1.Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы, цели урока. ( 1мин)
Итак, сегодня я предлагаю вам обобщить изученное о словосочетании и предложении, а также при анализе текста поговорить о качествах, свойствах души человека.
Давайте проведем разминку. Сначала орфографическую, затем лексическую.
2. Орфографическая и лексическая разминка. (6 мин)
-Запишите в строчку слова, у кажите орфограммы в этих словах: честность, грубость, доброта, безжалостный, лжешь, искренний, сожалеет, ненавидя, деликатность.
-На какую тематику подобраны эти слова? (В этих словах названы качества, присущие человеку)
Как вы понимаете значение слова искренность? (Прилагательное искренний - значит выражающий подлинные мысли и чувства, лишенный притворства.)
Подберите синонимы к слову искренний (откровенный, открытый, честный).
3.Анализ текста. ( А теперь прочитаем старинную украинскую легенду) (9мин)
(1) Был у матери единственный сын. (2) Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. (3)Но сердце у девушки было черное, недоброе. (4) Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». (5)Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату.
(6) Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. (7)Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, вынь из её груди сердце и принеси мне». (8)Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. (9)Когда матери не стало, сын вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. (10) Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс. Окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место».
Зарыдал сын, и понял он, что никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать.
Определите тип и стиль речи текста. (Тип речи - повествование, стиль речи - художественный)
Какую проблему затронул автор в этом тексте? (Проблема сыновней благодарности. Бездушие детей. Дети забывают о добре, сделанном для них матерью и отцом.)
Основная мысль текста? (неисчерпаемая материнская любовь)
4. Практическая работа (23 мин)
1.Сделайте синтаксический разбор 5 предложения (один у доски, остальные на местах, работа с аудиторией по вопросам.)
Физкультминутка.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – всем присесть,
Семь, восемь – встать попросим,
Девять, десять – тихо сесть»
2. Самостоятельная работа (один ученик работает около компьютера). Расставить знаки препинания.
Толковый сын правый глаз отца.
Сердце не камень.
Жизнь прожить не поле перейти.
У нее сердце очень доброе.
Простота есть необходимое условие прекрасного.
Назначение каждого человека развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им.
2.Из предложения 6 выпишите словосочетания со связью согласование, управление, примыкание. (молодая красавица, под цветущей яблоней –согл, отдыхала вечером, отдыхала однажды –примык., отдыхала под яблоней-управление)
3. Работа с карточкой. Данные словосочетания со связью управление замените словосочетанием со связью примыкание, составьте три предложения разные по цели высказывания, используя эти словосочетания.
Вариант 1
Жил в одиночестве (жил одиноко)
Смотрел с тоской (смотрел тоскливо)
Гордый без основания (безосновательно гордый)
Вариант 2
Данные словосочетания со связью управление замените словосочетанием со связью согласование.
Сердце матери (материнское сердце)
Лист клена (кленовый лист)
Любовь без корысти (бескорыстная любовь)
5. Итог урока.
-Чем интересен был для вас урок? Какие знания и умения закрепил каждый из вас?
А закончить урок мне хочется словами поэта Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
6. Домашнее задание написать сочинение на тему «Материнская любовь конца не знает».