Календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе
Пояснительная записка
Начальный курс математики — курс интегрированный: в нём объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырёх арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерениям.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертёжными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления у учащихся.
Изучение начального курса математики должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружить учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечить необходимый уровень их общего и математического развития. Последнее может быть достигнуто лишь при условии реализации в практике соответствующей целенаправленной методики.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с теми доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает система расположения материала в курсе.
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений, навыков.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах— учёт возрастных особенностей учащихся, органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность преподавания, выработка необходимых для этого навыков.
Учитель: Митина Лариса Вениаминовна
Предмет: Математика
Класс: 3
Количество часов в неделю: 4
Учебник: Математика /М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова
Тематическое планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы.— Просвещение, 2000 и учебника математики для 3 класса
Используемые методические разработки:
1. Т. Ю. Целоусова, О. В. Казакова
Математика 3 класс: Поурочные разработки к учебнику М. И. Моро, М. А. Бантовой и др.— М.: Вако, 2004.—304с.
2. Узорова О. В., Нефёдова Е. А.
Контрольные и проверочные работы по математике, 1-3,1-4: /Пособие для начальной школы.—К.:ГИППВ, 1999. 272с.
3. Узорова О. В.
5500 примеров и ответов по устному и письменному счёту 1-4 класс / Пособие для начальной школы.—М.: ЗАО «Премьера» ООО «Издательство АСТ», 2000. – 256с.
Ожидаемые результаты
К концу 3 класса обучающиеся должны знать:
Ø Названия и последовательность чисел до 1000.
Ø Названия компонентов и результатов умножения и деления.
Ø Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Ø Правила порядка выполнения действий в выражениях в 2-3 действия в 2-3 действия (со скобками и без них).
Ø Названия и обозначение действий умножения и деления.
Обучающиеся должны уметь:
Ø Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000.
Ø Выполнять устно четыре арифметических действия в пределах 1000.
Ø Выполнять письменно сложение, вычитание двузначных и трехзначных чисел в пределах 1000.
Ø Решать задачи в 1-3 действия.
Ø Выполнять проверку вычислений.
Ø Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2-3 действия (со скобками и без них).
Ø Находить длину ломаной , состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника.
№ |
Тема |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Тип урока |
ТСО и ИКТ |
Контроль |
Практичес-
кая часть |
Примечание |
|
1 четверть |
(41 час) |
|
|
|
|
|
|
1. |
Приёмы сложения и вычитания, основанные на нумерации. |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-6 |
|
2. |
Повторение сложения и вычитания однозначных чисел с переходом через десяток. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифмети-
ческий диктант |
№1-9 |
|
3. |
Выражение и его значение |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-4 |
|
4. |
Повторение приёмов устного сложения и вычитания в пределах 100. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант |
№1-7 |
|
5. |
Единицы длины. Миллиметр. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-6 |
|
6. |
Уравнение. |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-3 |
|
7. |
Решение уравнений на основе знаний связи слагаемых и суммы. |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-7 |
|
8. |
Связь между уменьшаемым, вычитаемым и разностью. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-7 |
|
9. |
Решение уравнений. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант, тестирование по теме «Сложение и вычитание» |
№1-7 |
|
10. |
Обозначение фигур буквами. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-6 |
|
11. |
Закрепление пройденного материала |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-16 |
|
12. |
Контрольная работа. |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа №1 |
|
|
|
Табличное умножение и деление. |
|
56 |
|
|
|
|
|
13. |
Умножение. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-8 |
|
14. |
Названия компонентов и результата действия умножения. |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-6 |
|
15. |
Умножение единицы и нуля. |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-8 |
|
16. |
Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-7 |
|
17. |
Переместительное свойство умножения |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-7 |
|
18. |
Деление. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-5 |
|
19. |
Деление. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-5 |
|
20. |
Решение задач на умножение и деление. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-6 |
|
21. |
Связь между произведением и множителями. |
|
1 |
комбинированный |
|
|
№1-7 |
|
22. |
Приём деления, основанный на связи между компонентами результатом действия умножения. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант |
№1-6 |
|
23. |
Умножение десяти и деление на десять. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
24. |
Периметр многоугольника. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-5 |
|
25 |
Периметр многоугольника. Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
26. |
Проверочная работа по теме «Умножение и деление». |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Арифметический диктант, тест № 2 |
№5, 13(стр. 41) |
|
27. |
Умножение числа 2. решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-2 |
|
28. |
Умножение двух, на 2; соответствующие случаи деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-4 |
|
29. |
Чётные и нечётные числа. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
30. |
Название компонентов и результата действия деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
31. |
Умножение числа 3. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-5 |
|
32. |
Умножение трёх, на 3 и соответствующие случаи деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-4 |
|
33. |
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
34. |
Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 5. |
|
35. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№7, 8, 9, 11. |
|
36. |
Контрольная работа |
|
1 |
контроль и учёт и знаний |
|
Арифметический диктант, контрольная работа |
|
|
37. |
Порядок выполнения действий. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 5, 6 |
|
38. |
Порядок выполнения действий. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1, 2,3, 4 |
|
39. |
Порядок выполнения действий |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт, арифметический диктант |
№1, 2, 3 |
|
40. |
Умножение четырёх, на 4 и соответствующие случаи деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 2, 3, 5 |
|
41. |
Периметр многоугольника. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1, 2, 3, 4, 5, 7 |
|
|
2-я четверть |
|
|
|
|
|
|
|
42. |
Закрепление пройденного. Таблица умножения. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1, 2, 3, 4, 6, |
|
43. |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 4, 5 |
|
44. |
Задачи на увеличение числа в несколько раз. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 2, 3, 4, 5 |
|
45. |
Задачи на уменьшение числа в несколько раз. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант, самостоятельная работа |
№1, 2, 3 |
|
46. |
Решение задач на уменьшение числа в несколько раз. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 2, 4 |
|
47. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Проверка знания таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4 |
№ 4, 5, 8, 11, 12, 13, 16, 10, 9 |
|
48. |
Проверочная работа |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Арифметический диктант, тест №3 |
№1, 14 |
|
49. |
Умножение пяти, на 5 и соответствующие случаи деления. Решение задач на сравнение чисел. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№3, 5 |
|
50. |
Задачи на сравнение чисел. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 4, 5 |
|
51. |
Умножение шести, на 6 и соответствующие случаи деления. Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант |
№1, 2, 3, 4 |
|
52. |
Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 4, 5, 6 |
|
53. |
Умножение семи, на 7 и соответствующие случаи деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1, 2, 3 |
|
54. |
Площадь. Единицы площади. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 3, 4 |
|
55. |
Квадратный сантиметр. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 4, 5, 6 |
|
56. |
Площадь прямоугольника. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 2, 3, 4, 6 |
|
57. |
Умножение восьми, на 8 и соответствующие случаи деления. Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 4 |
|
58. |
Умножение девяти, на 9 и соответствующие случаи деления. Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№2, 4, 6, 7 |
|
59. |
Квадратный сантиметр. Таблица умножения. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 2, 3, 6 |
|
60. |
Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-6 |
|
61. |
Закрепление пройденного. |
|
1 |
урок закрепления учебного материала |
|
Самостоятельная работа |
№14, 15, 19, 20. |
|
62. |
Контрольная работа. |
|
1 |
контроль и учёт знаний. |
|
Контрольная работа |
|
|
63. |
Умножение на единицу. Умножение на нуль. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 7 |
|
64. |
Случаи деления вида:6:6, 6:1. Деление нуля. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1, 2, 3, 4, 7 |
|
65. |
Единицы времени. Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-5 |
|
66. |
Единицы времени. Сутки. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант по вариантам |
№1-7 |
|
67. |
Круг. Окружность. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
68. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Тест №4 |
№5, 7, 14, 4 |
|
69. |
Доли. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-8 |
|
70. |
Нахождение доли числа, числа по доле |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-8 |
|
71. |
Контрольная работа (за 1 полугодие) |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа |
|
|
|
2 полугодие |
3-я четв. |
|
|
|
|
|
|
1. |
Умножение и деление круглых чисел. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
2. |
Случаи деления вида 80:20 |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа:№5, 6 |
№1-4 |
|
3. |
Умножение суммы на число. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант, самостоятельная работа |
№!-3 |
|
4. |
Умножение суммы на число. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа:3,5,7, цифровой диктант |
№1,2, 8 |
|
5. |
Умножение двузначного числа на однозначное. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№-6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Умножение двузначного числа на однозначное, однозначного на двузначное. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-7 |
|
7. |
Решение задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа по вариантам |
№1-5 |
|
8. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-3 |
|
9. |
Закрепление пройденного материала, тестирование. |
|
1 |
комбинированный |
|
Тест № 5 |
№1-8 |
|
10. |
Деление суммы на число. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-5 |
|
11. |
Деление суммы на число. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант, самостоятельная работа |
№1-6 |
|
12. |
Деление двузначного числа на однозначное. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-5 |
|
13. |
Делимое.Делитель. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-54 |
|
14. |
Проверка деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-7 |
|
15. |
Деление вида89:29 |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-5 |
|
16. |
Проверка умножения |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-7 |
|
17. |
Решение уравнений. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-9 |
|
18. |
Решение уравнений. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-8 |
|
19. |
Повторение и закрепление пройденного. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-4 |
|
20. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№7-17 |
|
21. |
Контрольная работа |
|
1 |
Контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа |
|
|
22. |
Деление с остатком. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-5 |
|
23. |
Деление с остатком. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-4 |
|
24 |
Деление с остатком 32:5 |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-4 |
|
25. |
Деление с остатком методом подбора. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа №1,2,4 |
№3, 5, 6 |
|
26. |
Решение задач на деление с остатком. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-6 |
|
27. |
Случаи деления, когда делитель больше делимого. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-6 |
|
28. |
Проверка деления с остатком. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№15 |
|
29. |
Деление с остатком. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-8 |
|
30. |
Деление с остатком. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-9 |
|
31. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№15,19 |
|
32. |
Контрольная работа |
|
1 |
Контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа |
|
|
33. |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1, 2, 3, 4, 6 |
|
34. |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-8 |
|
35. |
Устная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-4 |
|
36. |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-6 |
|
37. |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1,2,3,4,6,8 |
|
38. |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Арифметический диктант |
№1-7 |
|
39. |
Римские цифры. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-5 |
|
40. |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-5 |
|
41. |
Письменная нумерация чисел в пределах 1000. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-7 |
|
42. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№1-5 |
|
43. |
Контрольная работа. |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа |
|
|
44. |
Приёмы устных вычислений. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-5 |
|
45. |
Приёмы устных вычислений. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№1-3 |
|
46. |
Приёмы устного сложения и вычитания. |
|
1 |
комбинированный |
|
Блиц-турнир |
№1-5 |
|
47. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№7-18 |
|
48. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№№14,15 |
|
49. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Проверка знаний по вариантам |
|
|
50. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа №№ 24,25,26, 27,28. |
|
|
51. |
Меры времени. Квартал. |
|
1 |
комбинированный |
|
Индивидуальная работа по вариантам |
|
|
52. |
Приёмы письменного сложения. |
|
1 |
комбинированный |
|
Математический диктант, самостоятельная работа |
№№ 1,2,4,6. |
|
53. |
Приёмы письменного вычитания. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ !-4 |
|
54. |
Приёмы письменного вычитания. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-4 |
|
55. |
Виды треугольников. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа №1,3, лабиринт |
№ 2,5,6. |
|
56. |
Самостоятельная работа. |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Самостоятельная работа |
|
|
57. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№ 1-6 |
|
58. |
Контрольная работа. |
|
1 |
Контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа |
|
|
59. |
Анализ контрольной работы. |
|
1 |
|
|
|
|
|
60. |
Умножение и деление (приёмы устных вычислений). |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№ 1-6 |
|
61. |
Умножение (приёмы устных вычислений). |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№ 1-4 |
|
62. |
Деление (приёмы устных вычислений). |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-5 |
|
63. |
Деление (приёмы устных вычислений). |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ !-5 |
|
64. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-4 |
|
65. |
Единицы массы. |
|
1 |
комбинированный |
|
Проверка знаний по вариантам |
№№ 6,13 |
|
66. |
Письменная проверочная работа. |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Проверочная работа |
|
|
67. |
Приёмы письменного умножения. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-3 |
|
68. |
Приёмы письменного умножения. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-3 |
|
69. |
Самостоятельная работа. |
|
1 |
контроль и учёт знаний |
|
Самостоятельная работа |
|
|
70. |
Приёмы письменного деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
№ 1-4 |
|
71. |
Приёмы письменного деления. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№ 1-4 |
|
72. |
Закрепление пройденного материала. |
|
1 |
комбинированный |
|
Самостоятельная работа |
№№ 28,24,32,33. |
|
73. |
Закрепление пройденного материала. Решение уравнений, задач. |
|
1 |
комбинированный |
|
Устный счёт |
|
|
74. |
Контрольная работа (итоговая за год) |
|
1 |
Контроль и учёт знаний |
|
Контрольная работа |
|
|
75. |
Анализ контрольной работы. |
|
1 |
|
|
|
|
|
|