Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Технология» 2004 года и авторской программы Конышевой Н.М. «Художественно-конструкторская деятельность».
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, предусмотренных БУП 2004г.
При учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного искусства в 3 классе составляет 34 часа.
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
1. Н. М. Конышева
Наш рукотворный мир: учеб. Для 3 класса четырёхлетней начальной школы: 4-е изд., перераб. И доп.- Смоленск: Издательство «Ассоциация19 век», 2005.
2. Методические рекомендации к учебникам по трудовому обучению для начальной школы «ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ОСНОВЫ ДИЗАЙНОБРАЗОВАНИЯ)». Пособие для учителя.—Смоленск: Ассоциация 21 век, 2003.
С целью контроля ЗУН запланирована контрольная работа.
Пояснительная записка
Потребность общества в личности нового типа— творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к новым педагогическим системам, в которых каждый учебный предмет будет выполнять общеразвивающую и культурологическую функции.
В подобной системе особо заметное место может занять предмет, традиционно именуемый в отечественной школе «трудовое обучение». В современных условиях его наиболее целесообразно строить как курс дизайнерского образования учащихся.
Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:
ü Конструктивность
ü Целесообразность
ü Вариативность, гибкость
ü Чувство стиля и стилевой гармонии
Принципы построения программы
1. Общекультурная направленность
2. От общего к частному и от частного к общему
3. Целостность формирования дизайнерского мышления
4. Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя
Задачи курса
1. Духовно-эмоциональное обогащение личности
2. Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции
3. Совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления
4. Расширение кругозора
5. Развитие руки, глазомера, и прочее через формирование практических умений
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны иметь представление:
ü О значении продуктивной практической деятельности;
ü О социально-историческом и духовно-эстетическом смысле мира вещей, о ценности культурных традиций;
ü О гармонии окружающей среды и её связи с миром природы;
У учащихся должны быть сформулированы знания и умения:
ü Знание культуры и организации труда, рациональной, эстетической и безопасной работы;
ü Знание способов обработки материалов, понимание их утилитарно-конструктивного и художественного смысла, знание возможностей использования ручных инструментов;
ü Умение работать по простой технико-технологической документации;
ü Умение самостоятельно анализировать конструкции изделия и воссоздавать их по образу;
ü Умение мысленно преобразовывать конструкции на плоскости или в объёме и практически их воплощать;
ü Умение создавать образ по ассоциации и воплощать образ в материале;
ü Умение творчески использовать декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения проектно-художественной задачи;
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Количество часов |
Тип урока |
Изделие |
Примечание |
Формы природы и формы вещей;
9 час |
1 |
Вводный урок. Тема года |
1 |
Вводный урок |
|
|
2 |
Образы природы и творения человека. |
2 |
Комбинированные технологии |
Композиция «Сказочная птица» |
|
3 |
Образы природы и творения человека. |
2 |
Работа с текстильными материалами |
Коллаж из ткани |
|
4 |
Образы животных в пластике. |
2 |
Лепка |
Лепка животных по наблюдению |
|
5 |
Образы животных в оригами. |
2 |
Работа с бумагой |
Оригами |
|
Характер и настроение вещи;7 часов |
1 |
Передача
Характера и настроения в конструкции и декоре вещей. |
1 |
Работа с бумагой |
Открытка с окошком |
|
2 |
Декоративная обработка ткани. Стебельчатый, тамбурный швы. |
3 |
Работа с текстильными материалами |
Салфетка для новогоднего стола |
|
3 |
Новые приёмы бумагопластики. |
3 |
Работа с бумагой |
Фонарики из бумаги, упаковка для подарка |
|
Гармония вещей; 7 часов |
1 |
Стиль. Стилевое единство в вещах. Простейшая выкройка. Приём раскроя парных деталей. Работа с тканью. Шов «строчка». |
4 |
Работа с текстильными материалами |
Прихватка для горячей посуды. Чайная грелка. |
|
3 |
Конструирование выкройки. Новые приёмы шитья. |
3 |
Работа с текстильными материалами |
Обложка из ткани для книги |
|
Весна, весна на улице!
7 часов |
1 |
Технология изделий из папье-маше. |
2 |
Комбинированные технологии |
Декоративное яйцо |
|
2 |
Формы природы в изделиях из бисера. |
3 |
Комбинированные технологии |
Цветы из бисера |
|
3 |
Формы и образы в бумагопластике |
1 |
Работа с бумагой |
Игрушки |
|
4 |
Контрольная работа |
1 |
Контроль и учет знаний |
|
|
Контрольная работа
Задание 1. Вырезание ажурного узора в полосе.
Проверяемые знания и умения:
ü Умение выделить и повторить основной раппорт простого узора;
ü Умение аккуратно вырезать узор;
Содержание и методика предъявления задания
Каждый ученик имеет в распоряжении: полоску писчей бумаги с соотношением сторон 1×4, простой карандаш, ножницы, подписанный конверт.
На доске помещен увеличенный образец узорной решетки из бумаги.
Учитель предлагает внимательно рассмотреть образец, подумать и самостоятельно вырезать такой же узор из имеющейся полоски. Готовое изделие вкладывается в конверт.
Задание 2. Разметка с помощью циркуля.
Содержание и методика предъявления задания
Каждый ученик имеет лист тетрадной или писчей бумаги, циркуль, линейку, простой карандаш. С помощью циркуля необходимо построить окружность заданного размера, выполнить соответствующую разметку, а затем с помощью линейки начертить шестиугольник.