Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство» 2004 года и авторской программы Кузина В.С., Кубышкиной Э.И. «Изобразительное искусство».
Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю, предусмотренных БУП 2004г.
При учебных неделях общее количество часов на изучение изобразительного искусства в 3 классе составляет 33 часа.
Пояснительная записка
Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
§ Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
§ Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству;
Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры, рисование на темы и иллюстрирование, декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
В основу программы положены:
ü Единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся;
ü Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
ü Система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
ü Система межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
ü Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:
Учебник: Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство в начальной школе: 3 класс – М.: Дрофа, 2004.
Программа (автор; год) В.С. Кузин и др., 2001г. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. ИЗО. 3 кл. –М.: Просвещение.
Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Изобразительное искусство. УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2011-2012 учебный год.
Используемые методические разработки:
Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы по учебнику В. С. Кузина, Э.И. Кубышкиной «Изобразительное искусство в начальной школе» для 3 класса. Сост. Е. В. Алексеева—Волгоград: Учитель—АСТ, 2005.
Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе.—М.: Агар, 1998
Ожидаемые результаты
В течение учебного года учащиеся должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
v Понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор».
v Простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков.
v Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.)
v Начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
Выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства;
Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
Сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
Соблюдать последовательное выполнение рисунка;
Чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
Творчески применять простейшие приёмы народной росписи;
Применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда;
Календарно-тематическое планирование
№ |
Тема |
Дата проведения |
Кол-во часов |
Тип урока |
ТСО и ИКТ |
Контроль |
Практичес-
кая часть |
Примечание |
1 |
Вступительная организационная беседа. Рисунок «Вот и лето прошло» |
|
1 |
комбинированный |
Слайды, репродукции картин с изображением летних пейзажей |
|
рисование |
|
2 |
Рисование с натуры осенней сетки дерева в акварели |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
Слайды, репродукции картин на тему осени |
|
Карандашный набросок, работа в цвете |
|
3 |
Рисование растительного узора в полосе |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
|
Проверка домашненего задания |
Рисование узора в карандаше и цвете |
|
4 |
Инструменты и материалы для работы художника. Виды изобразительного искусства и архитектуры. |
|
1 |
Урок-беседа |
Слайды |
Проверка домашнего задания |
|
|
5 |
Рисование с натуры аквариума |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Рисунок в карандаше, в цвете |
|
6 |
Золотая осень. Пора листопада. |
|
1 |
Урок рисования по памяти |
Слайды, репродукции картин на тему осени |
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок, оформление в цвете |
|
7 |
Рисование геометрического узора в полосе |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
Магнитофон с ритмичной музыкой |
Проверка домашнего задания |
Разметка узора в карандаше, оформление в цвете |
|
8 |
Декоративно-прикладное искусство |
|
1 |
Урок-беседа |
Слайды, наборы репродукций |
Проверка домашнего задания |
|
|
9 |
Рисование с натуры деревьев ( в карандаше и акварели) |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, оформление в цвете |
|
10 |
Рисование сельского пейзажа и сельского дома |
|
1 |
Урок рисования по памяти |
Слайды, наглядность в виде репродукций и фото |
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок, работа в цвете |
|
11 |
Основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. |
|
1 |
Урок-беседа |
Слайды, магнитофон, кассеты с записью голосов природы, лирической музыки |
Проверка домашнего задания |
|
|
12 |
Рисование интерьера своей комнаты. |
|
1 |
Урок рисования по памяти |
|
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок своей комнаты |
|
13 |
Работа по карточкам: срисовывание с изображения на карточке скворечника или русского сельского дома. |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, оформление в цвете |
|
14 |
Растительный узор в круге с элементами хохломской росписи: кудрины, ягоды. |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
Слайды, изделия Хохломы |
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок узора, работа в цвете |
|
15 |
Жанры изобразительного искусства: бытовой жанр. |
|
1 |
Урок-беседа |
Слайды, репродукции картин |
Проверка домашнего задания |
Игра-викторина «Отгадай жанр этой картины» |
|
16 |
Аппликация из цветной бумаги на тему «Дружба ослика с цыплёнком» |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
|
Проверка домашнего задания |
Работа с ножницами, сборка элементов аппликации |
|
17 |
Расскажи свою любимую сказку. Рисунок—иллюстрация. |
|
1 |
Урок рисования по памяти |
Слайды |
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок сюжета, замалевок в цвете |
|
18 |
Рисунок с натуры геометрического тела вращения: шар |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Работа в штриховой технике |
|
19 |
Исторический и батальный жанры. Беседа о любви к Родине и её столице Москве. |
|
1 |
Урок-беседа |
Слайды, магнитофон |
Проверка домашнего задания |
|
|
20 |
Рисование элементов хохломской росписи на шаблонах посуды. Растительный узор. Понятие фоновой росписи. |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
|
Проверка домашнего задания |
Разметка, расположение узора замалёвок основных частей, прорисовка в цвете |
|
21 |
Городской пейзаж |
|
1 |
Урок рисования по памяти |
Слайды, магнитофон, кассеты с музыкой о городе |
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок |
|
22 |
Рисование с натуры группы овощей |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Карандашный набросок, прорисовка деталей, замалевок в цвете |
|
23 |
Анималистический жанр в изобразительном искусстве |
|
1 |
Урок-беседа |
Видеофильм из серии «Живая природа», слайды |
Проверка домашнего задания |
|
|
24 |
Рисование с натуры яблок на фоне бело-голубой ткани «Яблоки на снегу…» |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, работа в цвете |
|
25 |
Рисование симметричного растительного узора. Знакомство с бесфоновой росписью. Городецкие букеты. |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
|
Проверка домашнего задания |
Оформление узора |
|
26 |
Рисование с натуры насекомых «Бабочки летают, бабочки!» |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
Слайды, магнитофон |
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, работа в цвете |
|
27 |
Аппликация из ткани «Сказочный домик» |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
|
Проверка домашнего задания |
Сборка аппликации |
|
28 |
Рисование с натуры птиц «Волнистые попугайчики» |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
Магнитофон, кассета с записями голосов певческих птиц |
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, работа в цвете |
|
29 |
Весна пришла. Весеннее настроение. |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
Слайды, репродукции картин на тему весны |
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, работа в цвете |
|
30 |
Рисование с натуры животных «Кошка, которая гуляет сама по себе» |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
Музыкальное сопровождение: песня про чёрного кота, песенка Матроскина |
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше |
|
31 |
Лепка из пластилина дымковских коней «Сказ о дымковском чуде» |
|
1 |
Урок декоративно-прикладного направления |
|
Проверка домашнего задания |
Лепка |
|
32 |
Рисование с натуры цветов |
|
1 |
Урок рисования с натуры |
Видеофильм с зарисовками весны и цветов |
Проверка домашнего задания |
Набросок в карандаше, работа в цвете |
|
33 |
Взаимосвязь видов искусства: литературы, музыки, ИЗО. Беседа «Где работают художники?» |
|
1 |
Урок-беседа |
Слайды, магнитофонные кассеты |
|
|
|