12 февраля 2013 г. в Чебоксарах состоялась IV Международная заочная научно – практическая конференция
По итогам конференции в сборнике «Вопросы нравственного воспитания в современном образовании» - Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2013.- 204 с.
напечатана статья Н.А. Гурбановой и Т.А. Карагановой МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК УНИКАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНАЯ СРЕДА
В нашей статье рассматриваются проблемы формирования установок толерантного поведения в системе духовно-нравственного воспитания в общеобразовательном учреждении. Особое внимание отводится организации данного процесса в связи с введением ФГОС и изменением парадигмы образования в новой социально-культурной ситуации.
Тема формирования установок толерантного поведения актуальна как для всего мирового сообщества, так и для маленькой школы. Нетерпимость присутствовала в истории человечества всегда. Она является причиной большинства войн, религиозных преследований и идеологических противостояний.
Нетерпимость государства формируется из нетерпимости ее граждан, которая существует и в школе. Нередки среди учеников шутки на национальную тему; ссоры на переменах и оскорбления друг друга в процессе ссор (словесные преследования); отказ от общения с кем – либо; желания отобрать какую – нибудь вещь или испортить ее; распускание о ком - нибудь слухов; невежливое обращение учеников друг к другу и учителям; нарушение дисциплины на уроках.[8]
Поэтому формированию установок толерантного поведения, миролюбия, профилактике нетерпимости и различных видов экстремизма в школе уделяется большое внимание. Для нашей школы актуальность этой темы заключается еще и в следующем: школа расположена на окраине города среди домов частного сектора. Много детей из малообеспеченных семей: русских, чувашских, мордовских, татарских, азербайджанских и цыганских.
Мы попытались задать себе вопрос, насколько мы толерантны, и, когда мы задумались над этим, мы поняли, что невозможно научить детей толерантности, но можно создать в школе толерантную среду, когда обучающиеся получат опыт взаимодействия и сами научатся выстраивать отношения с окружающими людьми на принципах толерантности, даже не подозревая, что они обучаются.
Наиболее толерантной среда становится, на наш взгляд, во время проведения в школе праздников.
«В процессе коллективного праздника ребенок сам становится поставщиком информации, разнообразных позитивных впечатлений от общения с другими. Поэтому коллективный праздник является своеобразной «непринужденной» (скрытой) формой воспитательной работы, формирующей толерантность личности». [6]
Мы предположили, что, если в естественной толерантной среде при проведении праздников обучающиеся усвоят толерантные формы поведения, то в повседневной жизни они (толерантные формы поведения) станут нормой.
И тогда пришла идея проведения школьных акций в рамках коллективных Международных праздников. Вот она, толерантная среда, которая создается естественно, непринужденно и, которая «…способствует снятию напряжения в коллективе, является эффективным средством восстановления душевного баланса. Воспитательный потенциал коллективного праздника так же обусловлен и тем, что он представляет собой форму совместной деятельности субъектов воспитательного процесса. Следовательно, происходит объединение детей вокруг одного интересного и значимого для всех дела. Подобное объединение возможно только на основе сложившихся благоприятных межличностных отношений, что в свою очередь, стимулирует формирование толерантности в детском коллективе». [6]
Мы исследовали список Международных праздников, и в результате их анализа нами была составлена программа мероприятий по формированию у обучающихся установок толерантного поведения в процессе проведения школьных акций празднования Международных праздников.
Международные праздники, бесспорно, имеют общемировое значение, поскольку их празднуют всем миром, вне зависимости от гражданства национальных и религиозных убеждений. Международные праздники объединяют людей, стирая границы. Уникальность этих праздников для формирования установок толерантного поведения заключаются в самом их названии [5]
11 января - Всемирный день «спасибо»;
21 января - Международный день объятий;
17 февраля - Международный День спонтанного проявления доброты;
1 апреля Международный день смеха;
1 июня - Международный день защиты детей;
1 октября - Международный день пожилых людей;
5 октября - Всемирный день учителя;
10 октября - Всемирный день психического здоровья;
16 ноября - Международный день толерантности;
3 декабря - Международный день инвалидов;
10 декабря - День прав человека. [5]
Мы считаем, что новизна нашей темы состоит в том, что мы исследовали роль естественной толерантной среды во время проведения школьных акций празднования Международных дней. Мы постарались исследовать так же влияние этой среды на формирование толерантного поведения в повседневной жизни; мы разработали вопросы для проведения анкетирования; отобрали Международные праздники для школьных акций, разработали ход школьных акций, т. е. составили программу мероприятий.
Акций, по нашему мнению, должно быть не менее 1- 2 в месяц, подготовка к ним не должна занимать много времени, и они не должны быть сложными в процессе проведения. Праздники не должны отвлекать от учебного процесса, а, напротив, создавать благоприятную эмоционально – психологическую атмосферу на уроках, переменах и в семьях. На этом фоне формы толерантного поведения должны запомниться и чаще использоваться в повседневной жизни.
Промежуточные выводы, сделанные нами после проведения школьных акций, позволяют нам надеяться, что повысится информированность о толерантном поведении и о Международных праздниках, формирующих установки толерантного поведения; улучшится эмоционально – психологический климат в школе и взаимоотношения между участниками образовательного процесса.[8]
Список литературы
1. Декларация принципов толерантности - http://school-sector.relarn.ru/prava/zakony/tolerance/
2. Конвенцию о правах ребенка, http://www.owl.ru/win/docum/un/convent.htm
3. «О противодействии экстремистской деятельности» Российская федерация . Федеральный закон от 25 июля 2002 года Г.N 114-Ф3 -http://www.dazzle.ru/spec/zakon114.shtml
4. Постановление правительства РФ от 25.08.2001 N 629 о федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе 2001 – 2005 годы» - http://2001-1.xof.ru/lib/?tm=151&vp=akt15173
5. «Календарь праздников» - http://www.calend.ru/holidays/wholeworld/
6. Формирование толерантности у подростков в рамках классного руководства «Методические и практические рекомендации по организации и проведению праздников» - http://ypk.yspu.yar.ru/tolerance/3-7.htm
7. Исследовательские проекты. Формирование установок толерантного поведения - http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5400&hry=./51999/118616/137974
8. Материалы Шумерлинской общественно-политической газеты "Вперед"- http://www.gov.cap.ru/hierarhy.asp?page=./5011/72735/72739/124675/580323/646930