Виды работ и содержание деятельности психологического сопровождения введения стандартов остаются традиционными и включают в себя: профилактику, диагностику, консультирование, развивающую и коррекционную работу, психологическое просвещение и образование, экспертизу.
Реализация личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе предполагает обязательную диагностику психологических особенностей каждого обучающегося. Развитие и учет качеств личности на уроке, учет личных особенностей (темперамент и т. д.), комплексный учет психологических типов (аудиал, визуал, кинестетик) — играют огромную роль в оптимизации учебного процесса. Только при таком условии возможно целенаправленное психолого-педагогическое сопровождение обучающегося и реализация требований ФГОС начального общего образования и проектируемых последующих ступеней.
На этапе подготовки к внедрению ФГОС нами разрабатываются диагностические тетради классов. В них заносятся результаты стартовой диагностики индивидуально психологических характеристик обучающихся, которые определяются методами наблюдений и с использованием стандартных методик, оформляются в виде таблиц, которые потом анализируются.
Диагностическая тетрадь _______ класса
Классный руководитель _____________________________,
Педагог – психолог _________________________________
Таблица 1
Определение ведущего типа памяти
№ п\п | Фамилия имя | Вид памяти | Рекомендации |
аудиал | визуал | кинестетик |
1. | Антон Т | | | * | |
2. | Анна С | | * | | |
Таблица 2
Определение темперамента
№ п\п | Фамилия имя | Темперамет | Рекомендации |
С | Х | Ф | М |
1. | Антон Т | | | * | | |
2. | Анна С | | * | | | |
Таблица 3
Определение рукости
№ п\п | Фамилия имя | Рукость | Рекомендации |
Левор | Правор | Л\П |
1. | Антон Т | * | | | |
2. | Анна С | | * | | |
Таблица 4
Карта индивидуально - психологических
характеристик обучающихся
№ п\п | Фамилия, имя | Темперамент | Ведущий тип памяти | Рукость | Другие особенности | Рекомендации |
1. | Антон Т | Ф | К | Л | Мальчик | |
2. | Анна С | В | Х | П | Девочка | |
Таблица 5
Сводная таблица совпадений характеристик
№ п\п | Фамили имя | Характеристика совпадений | Рекомендации |
1. | Антон Т. | Флегматик, Кинестетик, Леворукий, Мальчики | |
Тарас С |
Антон Р. |
2. | Алена И | Визуал, Холерик, Праворукий, Девочки | |
Анна С |
Результаты обследования позволят учителю и педагогу – психологу осознать и скорректировать возможные проблемы ребенка в учебном процессе, разработать рекомендации по ведению занятий с детьми с различными стилями обучаемости (т.е. типами восприятия, переработки и применения знаний), что позволяет обеспечить каждому ребенку полноценное качественное образование в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями, а также наилучшим образом формировать учебные группы.